Как получить загранпаспорт через Интернет
[OFF]С 1 апреля 2010 года на портале государственных услуг заработал «Личный кабинет», с помощью которого можно в электронной форме подать заявление на загранпаспорт, отправить жалобу в определенное ведомство, подать налоговую декларацию и т.д. «Руформатор» провел тестирование, чтобы выяснить, насколько удобно пользоваться данным порталом для получения загранпаспорта.
Регистрация
Для начала в «Личном кабинете» нужно зарегистрироваться. Иначе как очень сложной данную процедуру назвать нельзя. Ее можно сравнить с регистрацией и получением персонального аттестата на Webmoney, только на «Государственных услугах» все в несколько раз мудренее, дольше и утомительнее.
Прежде чем начать процедуру регистрации, необходимо иметь под рукой абсолютно все возможные документы: паспорт, загранпаспорт (если он есть), свидетельство пенсионного страхования (названное жуткой аббревиатурой СНИЛС, что расшифровывается как «страховой номер индивидуального лицевого счета»), ИНН. Кроме того, потребуются адреса прописки и проживания, а также активный номер сотового телефона. Все это понадобится на первичной регистрации. СНИЛС также является будущим логином для входа в систему.Если описывать всю процедуру подробно, то вы, наверное, заснете прежде, чем мы закончим. Скажем лишь, что подтверждать придется буквально каждый ваш шаг: номер ИНН и пенсионного свидетельства вы подтверждаете вместе с электронным ящиком, мобильный телефон – с помощью приходящего кода активации. Занимает это все в сумме примерно 30-40 минут – но и на этом все не закончится.
После этого нужно подождать около двух недель, пока по обычной почте вы не получите письмо с логотипом «Ростелеком», в котором будет указан активационный 16-значный код – им подтверждается местонахождение по указанному в анкете адресу (в Москве конверт был получен через 8 дней). И только после этого вы получите полноценный доступ в личный кабинет.
Личный кабинет
Теперь нужно выяснить, стоило ли оно таких мучений. Ниже вы видите скриншот главной страницы личного кабинета. Он не очень информативен.Кнопка «Личные данные» поможет изменить ту информацию, которую вы вводили на первом этапе регистрации, включая ИНН и СНИЛС. «Заявления» показывают уже отправленные вами заявления и их текущий статус, в «Обращении» можно написать кляузу в какое-нибудь ведомство (причем в достаточно свободной форме). Но самое интересное, ради чего все это затевалось – кнопка «Сервисы».Как видно на скриншоте выше, данный раздел делится по ведомствам, то есть можно выбрать, в какое ведомство и что именно написать. Честно говоря, там не особо много подпунктов, большинство ведомств допускают написание только одного типа заявлений. Из актуального – можно подать налоговую декларацию юридическим лицам в электронной форме.Получаем загранпаспорт
А теперь можно попробовать сделать что-то действительно полезное. Не секрет, что главный упор в большинстве сообщений СМИ о данном портале делался на то, что теперь можно подать заявку на загранпаспорт через Интернет, не отсиживая многочасовую очередь с документами в ФМС – впрочем, идти туда все равно придется, поскольку квитанцию об уплате госпошлины в отсканированном виде пока не принимают.
Процедура заполнения заявления в общем случае состоит из пяти шагов. На первом этапе вы указываете ваши персональные данные – причем те, которые вы уже указывали ранее в анкете, подставляются автоматически (хоть за это спасибо). Сделано все достаточно профессионально. В случае ошибочно введенных данных страница не перегружается заново, а просто подсвечивает красным неверно заполненные поля.После этого предлагается проверить всю анкету целиком. На этом этапе обнаружился первый существенный глюк системы: анкета не понимает названия улиц, состоящие из двух слов. То есть если вы, например, живете на Звездном бульваре или Варшавском шоссе, писать их рекомендуется через знак нижнего подчеркивания («Звездный_Бульвар»). В противном случае ваша анкета попросту не будет отправляться, упорно подсвечивая красным этот пункт – момент, который разработчики явно не учли. Второй глюк – название города. Хотя система и подставляет автоматически «г.Москва», на последнем шаге от «г.» она же требует избавиться. Поэтому лучше это сделать с самого начала, не обращая внимания на подставляемые буквы.
И последнее, о чем на сайте не сообщается: нужно не только вписывать все места работы за последние 10 лет, но и то время, когда вы не работали. Необходимо заполнять промежуток между работами со словами «нет» или «не работал» в полях названия организации/должности и ее адреса. Промежуток должен начинаться и заканчиваться тем же месяцем, что и месяц приема/увольнения с работы – если это будет соседний месяц, система такой вариант не примет.
Самое противное, что обнаруживается это все только после подачи анкеты в пункте «Заявления». Непонятно, почему об этом нельзя было сообщить на этапе заполнения заявления. Еще непонятнее то, что отклоненную анкету нельзя откорректировать и подать заново, не заполняя уже введенные поля. Поэтому рекомендуем проверять статус заявления в течение часа после его подачи по ссылке, которая выводится после заполнения и отправки всех форм (либо в пункте «Заявления» на главной странице личного кабинета). В поле состояние должно быть написано «Подано» либо примерно то, что вы видите на скриншоте выше – и в последнем случае придется начинать все заново. Как показывает практика, с третьего раза можно наловчиться подавать заявление всего за 4 минуты. После каждой подачи на электронную почту приходит подтверждение с номером заявления.
В общем, советуем запастись временем и терпением. О ходе дальнейшего развития событий в нелегком деле получения заграничного паспорта через Интернет мы сообщим.Анкету успешно приняли: статус ее рассмотрения можно отслеживать в личном кабинете. Он меняется последовательно от «Подано» до «Принято», после чего следует «Приглашение». Рядом же будет указан кабинет и ФИО сотрудника. Анкету получилось подать с пятого раза: каждый раз ее отклоняли по разным причинам. Видимо, система не позволяет указывать все причины единоразово.
После получения приглашения нужно принести еще три документа в указанное отделение УФМС: справку с работы, заверенную соответствующим должностным лицом, квитанцию об оплате госпошлины (бланк по установленной форме с заполненными полями можно скачать на сайте ФМС) и копию паспорта (незаверенную нотариусом). Плюс в данном случае в том, что оформление происходит в отдельном кабинете, куда никакой очереди на подачу/получение нет в принципе. Но это в теории.
На практике вызов из ОУФМС (а точнее – звонок на указанный номер телефона) последовал буквально на следующий же день с требованием принести недостающие документы.
Визит в ОУФМС в итоге обернулся полным провалом. Майор милиции, пожелавший остаться анонимным, показал распечатанную анкету и наглядно продемонстрировал, каких пунктов там недостает. В итоге выяснилось, что помимо описанных в первой части ошибок с буквой «г.» и двойными названиями улиц в электронной анкете их еще как минимум три – это в принципе отсутствующие в электронной форме поля.
Например, должно быть поле, где нужно написать «не менял фамилию, имя, отчество» в случае достоверности данной информации. В электронной анкете все ограничивается только статусом «да/нет». Кроме того, выяснилось, что сотрудник, принимавший заявление в электронном виде (и отклонивший его, напоминаем, четыре раза), упустил из виду важную деталь (не отклонив анкету в пятый раз): если у вас есть просроченный загранпаспорт, то его нужно вписывать на предпоследней странице в любом случае.
Все ошибки и неточности, вызывавшие неоднократную подачу анкеты, как разъяснил майор, на стадии ручного заполнения выявляются сразу же: «больше двух раз к нам обычно и не ходят – мы просто сидим и объясняем ошибки в каждом пункте. Со второго раза все сдают все правильно».
Вполне логичный вопрос – к чему приведут данные неточности? Ответ на него был получен сразу же: «Ваша анкета отправляется на проверку в ФСБ и ФССП. Не сделать этого мы не можем, так как анкета в системе уже зарегистрирована. Но я вас уверяю, что она будет отклонена по причине ложной информации». «Ложной информацией» в данном случае является как раз неполная информация, то есть те самые несколько незаполненных благодаря Gosuslugi.ru пунктов. В этом случае анкета возвращается назад в ОУФМС, откуда вам должны позвонить и сообщить о данном факте. Повторная подача заявления допускается только через месяц.
«А что мы можем? – спросил майор. – Сотрудник, который принимает анкету в Интернете, тоже всего не может знать. Он просматривает основные пункты, и если видит, что все нормально, отправляет анкету в районное отделение УФМС. А мы уже тут сидим и разбираем…»
По поводу отсутствующих в электронном виде пунктов прямых комментариев сотрудник ФМС не дал: «Вы у нас первые ласточки. На вас все и опробуется. Ну а что теперь делать? Любая новая система требует апробации. Мы вон биометрию сколько времени внедряли, что ж вы хотите…»
В принципе, майора можно понять – система запущена менее месяца назад, на 16 апреля там зарегистрировано всего 30 тыс. человек, и все действительно только начинает внедряться и апробироваться.
Что касается уже уплаченной пошлины, то проблем с возвратом немаленькой суммы в 2500 рублей в случае отказа, как заверили в УФМС, быть не должно. «В Москве есть отделение на Ордынке, там заполняете заявление и получаете деньги. Сейчас это проще и быстрее, чем раньше».
Пока неизвестно, как поведут себя вышестоящие органы, но пока мы рекомендуем воздержаться от подачи заявления на загранпаспорт в электронном виде в ближайшее время и делать это «по старинке» - заполняя анкету, скачанную с сайта ФМС, вручную и лично относя ее в ОУФМС (лучше всего иметь даже несколько шаблонов при визите на случай ошибок). В случае проживания в другом городе потребуется легальная временная регистрация, которая также проверяется.
О дальнейшем развитии событий мы сообщим.[/OFF]
занятное чтиво..