В последнее время в гражданской авиации происходят большие изменения и не только потому что пришло новое поколение самолетов, самое большое влияние оказывает коммерция. Теперь это коммерческая авиация т.е. просто бизнес который должен приносить прибыль. Под это дело перестроились не только авиакомпании а все кто связан с авиацией: аэропорты, фирмы поставщики ГСМ, запчастей, гостиницы в а/п, все сервисные фирмочки и фирмушечки которые раньше были единой авиакомпанией (у нас авиапредприятие). Авиакомпании с целью снижения расходов скинули с себя как они это называют непрофильные активы: центры техобслуживания ВС и наземного оборудования, само наземное оборудование, цех бортпитания, центры переучивания, все что связано с ГСМ, ОМТС и тд и тп. Центры техобслуживания в свою очередь скинули с себя все то что может быть сделано работниками без специального авиационного образования (удаление обледенения с ВС, буксировка, подключение/отключение эл/питания, обеспечение стоянки, подогрев ВС и тд), в связи с развитием средств связи, доставки и логистики ушли в прошлое склады и тд и тд и тд. Короче раньше придешь в а/порт кругом люди с авиац.высшим/специальным образованием и не ниже, теперь приходишь и вокруг работники со школой + курсы на производстве или курсы менеджеров а спецов по пальцам посчитать можно. Все это не от хорошей жизни, все считают деньги, всем нужна прибыль.
Но при всем при этом, при всех этих изменениях и упрощениях, все то что связано с безопасностью полетов остается под контролем авиаспецов (которые в свою очередь находятся под контролем авиационых властей). Просто надо различать понятия : летная эксплуатация воздушного судна (ВС), техническая эксплуатация ВС, наземное обслуживание ВС (опускаю управление воздушным движением (УВД и сам аэропорт). ЛЭ и ТЭ находятся только под спецами (упрощения только для б/проводников) и главные проблемы в российской ГА именно в этих двух категориях - не хватает специалистов на новую технику.
Про пилотов не все так просто как кажется, особенно на Боингах. Боинг(Б) по сравнению с Аэрбасом(А) выдержал преемственность конструкции и принципы устройства и работы систем от поколения 737-200 до 737-900 с целью упрощения переучивания персонала и не натыкал в них электроники с целью снижения стоимости, поэтому от экипажа Б. требуется намного больше знаний и умений чем у экипажей А.
PS: Постарался быть подробным насколько это позволяет время выходного дня. :beer: