Есть такой замечательный город Соликамск (я там был). Сейчас его численность 96 306 человек (почти как в Салехарде). В городе около 15 церквей и соборов. А сколько их в сторону Чердыни (это такая глушь, вам и не снилось). Практически все были построены в промежутке ста лет. Местные Дон Кихоты может смогут сказать зачем? Распил бюджета царской России?
Архитектурный ренессанс Соликамска
А.Р. Веденеев
Соликамск славится своими церквями и соборами. Уже стало общим местом сравнение
Соликамска с любым из городов знаменитого Золотого Кольца. Сказать по правде, действительно, он не уступит ни Ростову, ни Сергиеву Посаду, ни Ярославлю по красоте храмов и церквей, по их количеству и исторической значимости. Но темой нашей сегодняшней статьи станут не храмы, точнее не только храмы. Мало кто обращает внимание на то, что все
храмы Соликамска и Соликамского района были построены за довольно короткий и сжатый промежуток времени — всего за сто лет. При том, что история самого города насчитывает более пятиста лет. Что случилось в этот период? Почему так бурно и очень результативно развилось храмовое зодчество в Соликамске в период с конца 17-го по конец 18-го веков? Это можно назвать не только строительной революцией, но и культурной, т.к. храмы, колокольни, гражданские здания строятся не только в самом Соликамске, но и в соседних регионах с привличением соликамских мастеров. Этот небольшой уральский город становится средоточием культуры и знания. Но давайте, начнем по порядку…
Дом Воеводы. После пожара 1672 года, в пламени которого погибла деревянная крепость, в 1673 году в Соликамске началось строительство Дома Воеводы, первого гражданского каменного здания на Урале. По сути, это был военный форпост, вместивший в себя функции оборонительного сооружения и приказной избы. Он был окончательно построен в 1688 году. Подобной фортификации со стенами двухметровой толщины, скрытыми узкими внутренними ходами, бойницами мы не найдем более нигде. За всю свою историю он периодически достраивался, перестраивался. Самая значительная "достройка" была осуществлена в 20-х годах XVIII века — для воеводской канцелярии был достроен второй этаж. Вполне вероятно, что в таком, уже двухэтажном, варианте Дом Воеводы стал архитектурным прообразом палат Строгановых в Усолье, при строительстве которых были повторены основные решения (как внутренней планировки, так и заимствованный внешний декор).
Воздвиженская церковь. Из Дозорной книги князя Щербатого мы узнаем, что Воздвиженская церковь в селе Верх-Боровское была построена в 1677 году. Освящена была годом позже — в 1678. Об этом повествует храмозданная надпись, идущая по всему периметру здания. Строителем или, по крайней мере, руководителем строительства был Иван Иванович Третьяков.
Троицкий собор. Уже в 1684 году "на иждивение посадских людей" в Соликамске было заложен Троицкий собор. На его возведение ушло 13 лет! Строительство увенчалось успехом в 1697 году. Именно с этого собора на городских храмах как элемент внешнего декора появился "жучковый" орнамент. Считается, и это отчасти справедливо, что впервые прообраз данного рисунка был использован в Успенском храме Флорищева монастыря (1680-1681 гг.), ныне Володарский район Нижегородской области. Принято причислять его к новгородско-псковской архитектурной школе.
Спасо-Преображенская церковь. Примечательно, что первым храмом, который был заложен по частному обету, стал Спасо-Преображенский — в 1684-1685 гг. Для строительства будущей монастырской церкви купчихой Евдокией Щепоткиной, вдовой московского купца, был нанят Логинко Корсаков:
"…он Логинко подрядился у нея Авдотьи делать каменную церковь". Но из-зи недостаточной прочности стен, у строящейся церкви в 1687 г. рухнули своды. После чего соликамцы определили "выборного" для руководства строительством этого храма. Им был назначен посадский житель Никита иванов сын Третьяков. Родной брат уже упоминавшегося Ивана Ивановича Третьякова. Посадский — стало быть, живущий в посаде, то есть братья считались жителями Соликамска.
Богоявленская церковь и Введенская церковь. В 1687 году были заложены сразу два (!) храма: Богоявленский возле Дома воеводы и Введенский в одной ограде со Спасо-Преображенским. Богоявленский был выстроен за 10 лет и закончен в 1697 году. Введенский — через 15 лет строительства — однокупольный, крытый лемехом, окончен в 1702 году. При чем Введенских храм, согласно благословенной грамоте 1683 года, должен быть построен "у Соли Камской на месте того града жителя Иоанна Суровцева".
Церковь Спаса Нерукотворного. Церковь Спаса Нерукотворного (Спаса-на-Убрусе) заложена в 1689 году.
Крестовоздвиженский собор. Крестовоздвиженский собор, как духовный исполин, замыкает уходящий XVII век. Он последним был заложен в 1698 году, очерчивая пространство центральной площади города. (Напомним, только что, в 1697 году закончено возведение Богоявленской церкви и Троицкого собора). На его строительство ушло 11 лет: завершен в 1709 году.
Вознесенская (Троицкая) церковь. Не прошло и шести лет со дня закладки Крестовоздвиженского собора, как было звершен главный храм мужского монастыря — Вознесенский (Троицкий) — в 1704 году 11 января освещен. По некоторым сведениям он был заложен также в 1698 г. на месте прежней деревянной Воздвиженской церкви усердием солепромышленника Суровцева.
Соборная колокольня. Через четыре года после завершения Крестовоздвиженского собора, а он был закончен в 1709 году, уже в 1713 г. завершена Соборная колокольня.
Воскресенская (Рождественская) церковь. В 1714 году северо-западнее Соборной колокольни заложена церковь Воскресения Господня, 20 февраля 1740 года в ней освящен придел во имя Рождества Христова. Через 38 лет со дня закладки завершена в 1752 году.
Церковь Иоанна Предтечи. На следующий год после закладки Соборной колокольни, получена грамота на строительство и в 1721 году, во время первого визита преосвященного Алексия, епископа Вятского и Великопермского была заложена двухэтажная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Красном. Первоначально строительство велось на средства посадского человека солепромышленника Иоанна Суровцева. Нижний престол церкви, святого мученика Иоанна воина был освящен в 1728 году 22 августа ахримандритом Пыскорского монастыря Павлом. В 1731 г. церковь была передана в приданное
дочери Суровцева — Наталье, вышедшей замуж за Григория Демидова. Строительство второго этажа церкви было уже звершено Алексеем Турчаниновым, приобретшем в 1772 году село Красное после смерти Демидова. Строительство длилось с 1721 по 1772 год. Пожалуй, дольше всех храмов Соликамска — 51 год!
Достойно внимания добровольно принятое на собственные расходы Алексеем Турчаниновым возобновление строительства церкви в с. Красное. Очевидно, настоящий благородный поступок вдохновлен в немалой степени чувством, хотя быть може и невольной, вины перед обществом за страшный пожар 1743 года. Вот какова вкратце эта история. 23 июля 1743 года, почти два месяца спустя после майского пожара, загорелся дом посадского человека А. Турчанинова, в то время едва ли не самого богатого солепромышленника . Пожар перешел на соседние дома, захватил церкви соборную Троицкую, Рождественнскую, Крестовоздвиженскую. Перекинулся на торговые лавки, принадлежавшие собору и Рождественской церкви, на кожевенный, мясной, рыбный ряды, распространился по всему городу. Далее на цервки Спасскую и Архангельскую, переметнусля за р. Усолку, дошел до Вознесенского монастыря, находившегося на западном конце города — все это пространство посада и кремля было охвачено пожирающим огнем.
Свято-Троицкий собор, Рождественская и Архангельская церкви обгорели только снаружи, Крестовоздвиженский собор и Спасская церковь и снаружи и изнутри. В Вознесенском монастыре погибли в пожаре кельи, больница, колокольня и под ней надвратная церковь Михаила Малеина с престолом святых апостолов Петра и Павла, которой еще недавно сам несчастный погорелец Турчанинов был прихожанин и доброхотный жертвователь. О силе огня 1743 года говорит и такой пример: на Спасской церкви пожар уничтожил кровлю и главы, а внутри ее иконы и иконостас. Поражение было таким сильным, что вторично престол церкви освящали в 1760 году: через 17 лет после пожара!. А для того, чтобы хоть как-то совершать богослужения 13 августа 1752 года был освящен придел во имя Иоанна Богослова, так что и алтарь и место для клира и народа умещались в пространстве одного маленького диаконника.
Огонь бушевал столь яростно, что на колокольне храма Михаила Малеина колокола расплавились в пламени пожара! После смерти Алексея Федоровича, последовавшей в 1786 году, его скорбящая супруга Филициата Степановна Турчанинова с детьми отлили для Красносельской церкви более 18 колоколов. Достаточно сказать, что самый большой колокол, весом в 320 пудов, имел такой же громкий и чистый звук, как знаменитый Бурло Пермского кафедрального собора (наследие Пыскорского мужского монастыря), только тоном выше его и еще чище звуком. Не были забыты и близлежащие селения.
Архангельская церковь. Церковь Михаил Архангела (Архангельская), зимняя, построена в 1725 году. Составляя с летней Спасской церковью как будто бы единый ансамбль, тем не менее, подчеркнуто скромный декор Михаило-Архангельской явно диссонирует с более пышным украшением Спасской. Так как, впрочем, и в случае со Спасо-Преображенской и Введенской церквями. В 1730 году при игумене Макарии выстроили каменную больницу и заложили вокруг мужского монастыря каменную ограду.
Церковь Михаила Малеина. Надвратный храм Михаила Малеина, второй храм мужского монастыря, двухэтажный, был заложен в 1731 году "старанием заводовладельца Турчанинова". Заметим, как двухэтажный он построен ранее Красносельского — с колокольней и приделом святых апостолов Петра и Павла, освящен в 1734 году 16 июня.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1750 году в селе Верх-Усолка основана каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, устроена иждивением соликамского купца Герасима Ильича Ануфриева. Главный престол храма освящен 1757 года 13 октября. "В архитектурном отношении церковь сия замечательна тем, что колокольня ея возведена над сводами, вместо купола, главного холодного храма Покрова Пресвятой Богородицы".
Знаменская церковь. В том же 1750 году в селе городище основана церковь Знамения Пресвятой Богородицы и устроена при помощи соликамского солепромышленника Михаила Ростовщикова. Центральный придел освящен 15 декабря 1757 года игуменом Соликамского монастыря Николаем, придел святого великомученика Георгия освящен 24 октября 1773 года строителем того же монастыря иеромонахом Иеронимом.
Церковь Параскевы Пятницы. 1752-1753 гг. — в селе Усть-Боровское заложена каменная двухэтажная церковь. Нижняя церковь во имя святой мученицы Параскевы окончена в 1758 году, освящена игуменом Соликамского монастыря Иеронимом. Церковь эта устроена также иждивением соликамского купца Герасима Ануфриева.
Церковь Жен Мироносиц. Церковь святых Жен Мироносиц (Старокладбищенская) основана в 1776 году, "построена она на иждивение богатого солепромашленника, посадского человека Максима Григорьевича Суровцова в 1780 году: через 4 года после начала строительства. Создатель храма Максим Суровцов, умерший в 1786 году, был похоронен в самой церкви, и чугунная плита показывала место его погребения.
Что мы видим? Мы видим, что в течении ста лет было построено 18 каменных зданий. Это по одной церкви или гражданскому зданию в каждые пять лет. Для тех времен неимоверный труд и эффективность строительства.
Но и это еще не все… Дело в том, что соликамские мастера строили не только в своем городе. Поднаторев и научившисть строить у себя дома они получили огромный опыт и знания в строительстве, который был использован не только в самом Соликамске, но и в других регионах. Историками и краеведами практически доказано, что тот же храм Иоанна Предтечи так долго строился (51 год) не потому, что не хватало средств на его возведение, а по причине отъезда мастеров. Именитые люди Строгановы как раз тогда начали обустройство своего родового гнезда — Усолья.
Следует обратить внимание на то, что в 1724 году произошла закладка Спасского храма в Новом Усолье. А первоначально остроенный зимний придел уже в 1727 году, в понедельник 15 января освящен преосвященным Алексием, епископом Вятским и Великопермским. И через три года, в 1730 г. полностью завершено строительство Спасского храма.
1724 г. — начало строительства Палат Строгановых в Новом Усолье.
1730-1731 гг. — строительство Соборной колокольни в Новом Усолье.
В поддержку гипотезы, что Новое Усолье возводили именно соликамские зодчии свидетельствует и летопись: "Колокольня каменная, вышиною 25 сажен, построена в 1730 году, вне ограды, на южной стороне церкви, Соликамскими каменщиками за сто двадцать рублей".
Что способствовало такому стечению обстоятельств? Быть может, выбор Строгановых определило желание не медлить с исполнением обета (после получения титула баронов). Или повлияло кровное родство с соликамским воеводой столькником Василием Яковлевичем Новосельцевым (на воеводстве с 1699 г.). На его сестре, Марии Яковлевне, был женат именитый человек Григорий Димиртиевич Строганов, отец облагодетельствованных Петром I сыновей. Стоит заметить: Мария Яковлевна была позже первой статс-дамой при дворе. От отца Строгановы унаследовали несолько солеваренных промыслов, набиболее богатыми и доходными из которых, и это следует особенно подчеркнуть, были Новоусольские, Ленвенские и Зырянские. Александр, Николай и Сергей Григорьевичи, поставлявшие в казну сначала 2 миллиона, а с 1731 по 1742 годы даже 3 миллиона пудов соли ежегодно и бывшие не только самыми крупными, но почти единственными поставщиками этого продуктоа, — 1742 года были фактически монополистами в этой сфере.
Близость ли самого Соликамска с уже выстроенными (и вновь строящимися) храмами, самим своим существованием облегчавшими Сергею Григорьевичу избрание того или иного варианта при выборе пректа, а, следовательно, и зодчих. Благо, что производство кирпича для несущих стен и изящный витиеватый декор, пышное, как будто вырезанное из дерева, узорочье: все это уже существовало и было освоено в Соликамске.
Не исключено также, что решение на семейном совете Строгановых принималось и из сображений "политеса", таких как перемена статуса селений Пыскор, Новое Усолье, Ленва, которые прежде были в зависимости от Орла-городка. При разделении России на губернии по указу Петра I от 1708 года, Соликамск в 1710 году вошел в состав Сибирской губернии и сделался уездным городом. После чего Орел, Новое Усолье, Ленва, Веретия, а также Дедюхин с Пыскором, с упразднением первенства Орла-городка с его округом, были приписаны к Соликамскому уезду. Уездным городом Соликамск пребывал до октября 1722 года, когда по новому указу он был объявлен провинциальным. И как раз в интересующее нас время — 1724-1730 гг. — вплоть до 1737 г. был в статусе провинции. Поэтому-то в новом звании Строгановым приличествовало искать мастеров знатных, опытных в градостроительном и храмовом деле, известного имени.
P.S. Да, и чем Салехард не достоин хорошего храмового комплекса. Хотя бы одного?? Или совсем в сердцах у людей все позастывало?