Можно и нужно ли наказывать за это?
Первая реакция родителей на безобразное, с их точки зрения, поведение ребенка - наказать. Практически у всех народов существуют пословицы, суть которых - "пожалеешь розог - испортишь ребенка". Проблема физического наказания родителями маленьких детей актуальна и сегодня. Большинство взрослых и сегодня не видит ничего зазорного в том, чтобы отлупить малыша за озорство или даже в целях "профилактики". Как-то раз в одной благополучной семье родители всерьез поинтересовались у меня, не следует ли им приучать ребенка (10-месячную девочку) к горшку "ремнем", объяснив, что их знакомые буквально за один день приучили ребенка к горшку, "всыпая ему" каждый раз, как он "ходил мимо". Как же нужно не уважать собственного ребенка и себя, чтобы снизойти до подобного "воспитания"! В многочисленных книгах, посвященных вопросам здоровья и психологии ребенка, проблеме физического наказания обычно уделяется мало внимания, либо она вообще игнорируется. Принято считать, что поощрение или наказание ребенка не имеет отношения к медицинским аспектам воспитания. Но от этих двух аспектов зависит не только психическое здоровье ребенка, но и физическое. Следовательно, педиатрам нелишне высказать свое мнение по этому вопросу. Я убежден, что затронутая проблема в большей или меньшей степени волнует всех родителей, у которых есть маленькие дети, поскольку мальчики и девочки - вовсе не ангелы, а миниатюрные создания, из которых вырастают взрослые со всеми достоинствами и недостатками характера.
Знаменитому педагогу и писателю С. Соловейчику принадлежат следующие слова: "Иные родители оставляют своим детям лишь одно наследство - привычку бить детей. Как порвать эту эстафету насилия, уходящую в прошлое? Лишь одним способом - самому отказаться от воспитания битьем". Нет большего унижения, чем то, что испытывает человек, в том числе и ребенок, подвергаясь физическому наказанию. Нельзя унижать ребенка!
За что родители чаще всего наказывают грудничков и двухлеток? Практика показывает, что главным образом за такие "преступления", как: "он/она совсем не слушается", "не ест", "все время плачет", "делает нарочно" и т. д. Отказ от еды, сопротивление при купании, "ис-теринки" и прочие "акции гражданского протеста" со стороны ребенка вовсе не означают, что ребенок нарочно старается вывести вас из себя. Это поведение так же естественно, как, например, прорезывание зубов, и наказывать ребенка за это все равно, что наказывать его за то, что он растет.
Хотя большинство взрослых согласны с недопустимостью физического наказания детей, мало кто из родителей может похвастаться, что ни разу "пальцем не тронул" малыша. Иногда, особенно когда ребенок, разыгравшись, подвергает себя какой-либо опасности или по неосторожности разбил или сломал какую-то семейную реликвию (дорогую вазу или новый телевизор), шлепок или подзатыльник следует незамедлительно. Взрослые это делают импульсивно, потеряв на мгновение контроль над собой и своими действиями.
Если вы все же прибегли к физическому наказанию, необходимо тут же объяснить ребенку причину своего поступка и не забыть вскоре после наказания продемонстрировать словами или действием свою любовь к нему. Как только малыш достигает того этапа развития, когда ему можно объяснить суть совершенного им проступка (это происходит по достижении примерно 3-летнего возраста), о шлепках и подзатыльниках нужно полностью забыть.
Кроме того, если вы вздумаете отшлепать малыша через некоторое время после совершения "преступления", он не поймет, за что его наказывают, и ощутит глубокое разочарование, обиду и сомнение в том, что его любят. К тому же дети, подвергшиеся физическим наказаниям, привыкают к насилию и впоследствии сами пытаются разрешать возникающие проблемы с помощью силы.
Особенности поведения детей 1,5-3 лет
Ребенок в этом возрасте:
-- всячески демонстрирует свою самостоятельность, желание быть независимым и обходиться без посторонней помощи;
-- обо всем говорит "люблю" - "не люблю";
-- проявляет нетерпение и гнев, когда приходится чего-то ждать;
--испытывает смятение и дискомфорт из-за диаметрально противоположных желаний быть самостоятельным и копировать поведение родителей;
-- очень быстро переходит от состояния полного умиротворения к истерическому;
-- отвечает отказом буквально на все (смакование слов "нет", "не хочу" и "не буду").
"Правильное" наказание
Постарайтесь не обращать внимания на плохое поведение ребенка, когда он хочет этим чего-то от вас добиться.
Покажите ребенку, как вы расстроены, выразите словами свое отношение к его плохому поведению. Если вам удастся подобрать правильные слова, то ребенок обязательно поймет, что огорчил вас, и постарается вести себя хорошо.
Удалите ребенка из комнаты. Эта форма наказания не означает, что малыша надо запереть в чулане (как Буратино) или в комнате (как фрекен Бок поступала с Малышом).
Можно в качестве наказания лишить ребенка каких-то удовольствий (например, просмотра мультфильмов, фруктового сока или сладостей).
http://www.kid.ru/pregnancy/index424.php3
---------- Добавлено в 02:29 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 02:27 ----------
Внимание! Имейте в виду, что особо мнительные и тревожные малыши могут настолько глубоко войти в состояние истерики, что наличие или отсутствие зрителя никак не отражается на их поведении. Малыш уже не может остановиться и успокоиться самостоятельно, он рыдает без пауз, и безудержный плач переходит в икоту. В этом случае обязательно нужно вмешаться и помочь малышу успокоиться.
---------- Добавлено в 02:31 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 02:29 ----------
нам иногда помогает такое-если уже даже Шекспир готов рыдать от разыгранной трагедии я просто говорю сыну "пока,пока,вернусь как успокоишься".сразу слез как ни бывало.но не всегда.порой он входит во вкус))на улице)дома такое очень редко бывает)
---------- Добавлено в 02:37 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 02:31 ----------
а вот интересно,когда ваше ненаглядное чадо закатывает истерику на улице,в магазине,в кафе-вы что делаете?особенно когда окружающие начинают лезть с советами..меня так и тянет сказать что я не издеваюсь над дитем,а научный эксперимент ставлю..
мне маленький закатил такую истерику на улице,что даже сотрудники полиции на крыльцо вышли поглазеть:ROFL:
я старшего попросила повезти коляску,а младшего просто перекинула через плечо и пошла)а что делать?зато как он возмущался на своем детском языке))):ROFL:
---------- Добавлено в 02:41 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 02:37 ----------
а лучше всего помогает одно-я тоже начинаю рыдать.он-то не понимает что я понарошку.считает что мне очень обидно его поведение.и идет меня утешать)а я его)