День театра. О каморке для «Каморки», голом энтузиазме, самородках и ста тысячах

22 Окт 2009
1,600
0
36
43
#1
Сегодня – всемирный день театра. К Ямалу этот праздник имеет отношение такое же, как день налогового инспектора к сборщику податей, родившемуся в начале нашей эры. Но все-таки имеет, хотя театральное искусство в округе – это ежедневное преодоление. Настоящих театров – с колоннами, народными артистами, афишами и корзинами цветов - у нас нет. Театральные дивы в большинстве своем как-то не живут за полярным кругом. Но одна есть. Это Ирина Фатеева – руководитель театральной студии «Каморка» при окружном центре национальных культур в Салехарде. Это она десять лет надрывает голос и нервную систему, реализуя свой творческий замысел. Преданная театру до мозга костей, сейчас Ирина вынуждена с горестью рассуждать о доле лицедеев на холодных снегах Ямала. Праздник почти со слезами на глазах – в интервью для «Yamal-blogs».


Ирина, расскажите, правда ли, что ваша театральная студия «Каморка» в конце прошлого года получила губернаторский грант в сто тысяч рублей? Что вы с ним сделали?

Раз в год у нас округе присуждается губернаторская премия в области любительского театрального искусства. Подать заявку участники могут один раз в три года. На этот раз на денежную премию претендовало пять коллективов. Жюри присудило нам, но не единодушно: кто- то был за, кто-то против. Я не знаю, кто как голосовал, да и не в этом дело. О том, что мы победители, нам сообщили в конце декабря, а уже в январе в окружной центр национальных культур должны были прийти какие-то официальные документы. Но до сих пор мы этих денег не видели. Я до сих пор не могу найти концов и узнать, где эти деньги. Хотя нам сказали организовать протокольное заседание театрального коллектива и решить, как потратить эти деньги. Одну часть решено было потратить на грим, а остальное раздать, как премию, тем людям, которые все десять лет занимаются в студии. У нас таких шесть человек. Мы провели заседание, протокол составили, но тишина уже третий месяц. Вот и всё. Десять лет прошло с момента первого спектакля, и ничего не изменилось. Все держится на голом энтузиазме, потому и хочется раздать эти деньги ребятам в благодарность за их работу. Это люди взрослые, они любят театр, им нравится работать на сцене, и я очень благодарна им за то, что они есть. Это самородки!

Получается, десять лет вам на разные лады намекают, что Ямалу театр не нужен. Однако недавно появилась информация – профессиональному театру быть в нашем округе. Вы как считаете, будет или нет?

Нет, не будет. В нашем профильном департаменте считают, что он здесь не нужен. В конце января меня и Стаса Чернавских – это первый заместитель директора департамента культуры Ямала - приглашали на прямой эфир нашего окружного телеканала обсудить программу развития любительских и профессиональных коллективов на Ямале. Как раз накануне была утверждена концепция развития любительских и профессиональных театров в России. И тогда Стас Александрович говорил, что здесь профессиональный театр не то чтобы не нужен, он не будет востребован. Чернавских делает упор на театр антрепризы, который будет играть определенные постановки, на которые будут приглашать определенных актеров. Я с ним согласна. У нас есть спектакли, и актеры у нас тоже есть. Другое дело, что мы делаем один-два спектакля в полгода на голом энтузиазме, а если бы люди за это получали деньги, то спектаклей было бы больше. Постановки, я считаю, у нас серьезные и, говоря театральным языком, их можно крутить, обкатывать и зарабатывать. Но, видимо, пока нас не услышали. Все остались при своем мнении – наша студия любительская, у нас все замечательно, а про театр антрепризы еще подумаем.

Уже давно идет спор о том, что выступления местных артистов должны быть все-таки бесплатными для зрителей. Каково ваше мнение по этому поводу? По какому принципу ваша театральная студия иногда делает вход в зрительный зал платным, а иногда не берет за это деньги?

У нас спектакли частично платные, частично бесплатные. Смотря какой спектакль мы даем. Если это детская сказка, и она проходит не в рамках государственного задания, то это чисто символическая плата - сто пятьдесят рублей. Нам ведь нужны деньги на пошив костюмов, на рекламу. Бывают постановки бесплатные, они проходят по госзаказу. И в том, и в другом случае у нас аншлаги. А вообще коллективы окружного центра национальных культур все-таки должны зарабатывать хоть что-то.

Если у вас всегда аншлаги, то откуда мысли о том, что театры на Ямале не будут востребованы?

Я тоже многого не понимаю. За тринадцать лет работы в центре национальных культур я успела пережить четырех руководителей. Люди приходят и уходят. Получается, что каждый раз нашему коллективу приходится доказывать, что мы есть, и в наших силах делать серьезные театральные постановки. Получается, что мы крутимся в колесе – вновь, вновь и вновь возвращается на круги своя. У каждого руководителя свое мнение. Говорить, что мы чего-то не понимаем, можно. Но мы тоже можем сказать, что они чего-то не понимают.

Раньше в окружном центре национальных культур велась жесткая борьба за репетиционное время в концертном зале. Сейчас эта проблема существует?

Еще хуже стало, потому что у нас кинотеатр появился. Очень многие коллективы лишены сцены. А ведь сцена нужна всем, даже вокалистам. Детям ведь нужно понять, что такое сцена. Театру сцена нужна в первую очередь, а у нас, тем временем, вообще ничего нет. Если у каких-то коллективов есть хотя бы кабинеты, то у «Каморки» полтора на шесть метров – такая маленькая узкая комнатка. Конечно, когда я говорю, что нам нужна сцена – это не значит, что нам её тут же предоставят. У кинозала есть свой план показа фильмов. И если мне нужна сцена, я должна за две-три недели обозначить это в рабочем расписании.

Как вы думаете, почему в таких городах, как Новый Уренгой, Ноябрьск нет театральных студий, подобных вашей?

Люди, хорошие актеры есть везде. Театр сам по себе - очень сложный организм. Стас Чернавских сказал, у нас в округе шестьдесят пять любительских коллективов, включая школьные театральные студии и взрослые коллективы. Список весомый, поэтому говорить, что ничего нет, нельзя. Просто у каждого свой уровень. Кто-то блистает, кто ездит на фестиваль «Ямальская рампа». Мы, кстати, ни разу там не были. Недавно были на гастролях в Пуровском районе и возили «Семью вурдалака» - социальную драму. Люди были шокированы тем, что есть такая вот «Каморка». Студии, которые работают у нас округе, живут своей жизнью, они все знакомы. Это мы практически никуда не выезжаем, и про нас никто ничего не знает. В 2011 году на фестивале «Ямальская рампа» в Муравленко у жюри было предложение сделать этот фестиваль кочующим по Ямалу, но что-то опять затихло все, и в этом году будет все вновь в Муравленко. Мы в ноябре как раз туда едем.

Общаюсь с вами, и не отпускает вопрос - а вы можете бросить всё и забыть о театральном искусстве? После таких бытовых перипетий в творчестве, кажется, могут опуститься руки...

Мне кажется, у каждого возникают такие мысли – будь то повар, слесарь или режиссер, руки все равно опускаются. Опускаются они тогда, когда дискутируешь с чиновниками. Но мои ребята меня вновь и вновь воодушевляют. Видеть их, работать с ними - это как глоток свежего воздуха.

http://yamal-blogs.ru/razgovorilis/...amorodkakh-i-zateryannykh-sta-tysyachakh.html
 
7 Фев 2011
20
0
1
#2
Что-то Стас Александрович и автор интервью напрочь забыли про профессиональный театр "Северная сцена" из Нового Уренгоя!
Ах, ну да, ведь этот театр - "негосударственный"...
Как-то тотально не везет ямальскому театру с культурной политикой "профильного" департамента во главе с серыми и нехаризматичными руководителями.
Ирине Фатеевой - респект и уважуха!
 
18 Ноя 2009
27
0
1
#3
У Ирины Владимировны опускаются руки??????Автор статьи, вы явно нафантазировали себе это интерьвью!
 
8 Ноя 2010
1,350
8
38
СХД
#5
У Ирины Владимировны опускаются руки??????Автор статьи, вы явно нафантазировали себе это интерьвью!
У Ирины Владимировны планов еще вагон и маленькая тележка. Единственное, что обидно, что все десять лет "Каморка" держится на чистом энтузиазме участников, я вам это говорю от лица тех людей,

которые все десять лет занимаются в студии.
 
22 Окт 2009
1,600
0
36
43
#6
У Ирины Владимировны планов еще вагон и маленькая тележка. Единственное, что обидно, что все десять лет "Каморка" держится на чистом энтузиазме участников
Интервью именно об этом. И спасибо вам за то, что не прекращаете свою деятельность, несмотря ни на что.
 
7 Фев 2011
20
0
1
#10
avemaria, разве есть основания для того, чтобы она больше там не работала?
Пока у меня есть лишь основание полагать, что топикстартер действительно пытается разобраться в этой теме, задавая свои вопросы.
:drinks:
Так что лучше оставить в покое Ирину Фатееву и ознакомиться хотя бы конспективно с первоисточником(в аттаче), о котором упоминалось в статье, но с которым мало кто знаком(видимо), а именно - с проектом "Концепции долгосрочного развития театрального дела в Ямало-Ненецком автономном округе на период до 2020 года".
Приятного чтения!
:4itai: