Мифологические персонажи русских сказок. Баба-Яга
Начать можно с того, что весь мир делится на светлое и темное (не путать с добрым и злым - таких понятий просто нет!). Темные боги Нави стремятся разрушить существующий миропорядок, светлые боги Яви - сохраняют его. При этом развитие вселенной идет через постоянное разрушение, уничтожение того, что отживает, дабы освобождалось место для нового, молодого. К физике, чтобы объяснить этот постулат, мы обращаться не будем. Но, обратите внимание, что довольно часто в мифах Свет рождается из Тьмы, и антагонизм между ними существует как "непримиримая" борьба только в сознании людей. Уточка, плававшая в первозданном океане, создала Землю. Однако именно эта "божественная" птица породила Черного Змея, прародителя множества "темных" персонажей. Мать Сыра-Земля дает жизнь и светлому Яриле, и темному Кащею. Сын бога Подземного, пекельного царства Вия, Святогор, поддерживает земной столп, охраняя покой людей. Темное сменяется светлым, и наоборот.
Теперь о смерти. Что-то рождается, что-то умирает. Чтобы одно другому не мешало, во всех мифологиях мира существует Царство Живых и Царство Мертвых, общение между которым ограничено по вполне понятным причинам. Каждое из них опасно для другого, так как нарушает естественное течение жизни, установленный баланс. Прорыв Тьмы в мир Света чреват для живых смертью, разрушением, безумием. Проникновение же Света в мир Мертвых приносит туда страдание и боль. Чтобы этого не происходило, эти миры всегда отделены друг от друга пеленой, дарующей забвение. Лишь немногие из героев могут преодолеть этот барьер. С Богами дело обстоит проще - жизнь и смерть для них не подвластны человеческому разумению, и они свободно минуют этот барьер, спускаясь в Царство мертвых и возвращаясь обратно. Однако уже умершие боги не могут так же легко вернуться в мир Живых, они ограничены значительным набором условностей.
Бабя-Яга, или же иначе Буря Яга Усоньша Виевна, божественный персонаж, стоящий на грани между двумя мирами, между жизнью и смертью. Ее избушка - это своего рода вход в иной мир. В глухом лесу, на берегу речки Смородины, разделяющей миры, вдали ото всех стоит она. И не просто стоит, а поворачивается то к миру живых, то к миру мертвых, в зависимости от того, кто к ней в дом заходит. Чтобы подчеркнуть опасность прикосновения к миру Мертвых, забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. Сунувшемуся к ней во двор из любопытства уже не уйти.
Внешность Бабы-Яги также подчеркивает ее принадлежность к иному миру - старая, уродливая, бородавчатая, с растрепанными волосами и огромного роста. Все, что уродливо, древние люди инстинктивно приписывали Темному Царству. Однако это - всего лишь маска, которую она надевает, чтобы еще раз показать опасность контакта с миром Мертвых, и, отчасти, миром Магии, который размывает грань между живым и мертвым. Баба-Яга - хозяйка магии. На грани миров ее магия вычурна и угрожающа. В сказках она владеет огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Может оборачиваться и в зверя, и в тучу.
Связана Яга и со стихийными силами земли: она может насылать дожди и метели, может общаться с дикими зверями. Это упоминание относит ее к числу очень древних славянских божеств, функции которого погребены под слоем времени, и мифы оставляют ей совсем немного… С одной стороны Яга общается с темными персонажами - во всех сказках ее закадычными друзьями являются и Змей-Горыныч, и Кащей Бессмертный. Однако вопреки всему в мифах Яга действует по своим воле и разумению. Так, она помогает Яриле, снимая с него чары, наложенные Кащеем. Ищущие ответа и не боящиеся заплатить за знание жизнью (а это равносильно смертельной опасности инициации при вступлении на путь магии), могут найти у нее помощью и совет. Только мотивация для такого поступка должна быть значимой, чтобы стоящая на грани миров Яга действительно восприняла просьбу о помощи всерьез.
В сказках рассказывается о том, как она сажает в печь детей, мучает молодых девушек, не гнушается испортить жизнь и добрым молодцам. Но кто сказал, что Яга должна быть приветливой со всеми? Она - своего рода жрица, проводящая инициацию. Кто-то проходит ее, изменяясь, кто-то - нет. Кто-то поднимается выше, кто-то становится жертвой. Для кого-то смерть в племени печи (чистая, огненная смерть!) куда лучше того, что с ними может случиться, если они окажутся слабее и проиграют в противостоянии света и тьмы.
Баба-Яга - это Черная Луна, хозяйка тьмы и чародейства. Ее образ восходит к образу Триединой Великой Матери, хранящей в себе зародыш жизни, саму жизнь и смерть. Но так как смерть для людей выглядит конечной и пугающей точкой, прерывающей ход жизни, то и богини, властвующие над смертью, воспринимаются как "отрицательные" персонажи.
Какова же в мифологии история Бабы-Яги?
"…была она Ясей Звездной, и влюбилась в Дона-батюшку, сына Ра с Коровой Дану. И охотился Дон на Вепря. И поднял на клыки Дона мощный Вепрь… погиб тогда Дон… Его кровушка потекла рекой. И тогда вдова Дона-батюшки от печали стала Ягою, и отправилась в царство Темное, и навеки здесь поселилась…"
Здесь стоит сделать одну маленькую поправку. На мой взгляд Баба-Яга - это не просто имя персонажа, это наименование должности, на которую время от времени попадали совершенно разные боги. Была - Яся Звездная, была и Буря-Яга Святогоровна, и Вила Сида, и Азовушка, и Ненила, и Домна. Прослеживается идея разных инкарнаций, которые проходит и она, и ее супруг. Дон-богатырь был и Асилой, и Рамной, и Тавром, и Гвидоном, и Велесом.
Встретились в рукопашной схватке за первенство Велес и Буря-Яга, долго бились, да каждый раз боги отводили руку, занесенную для рокового удара, и у нее, и у него. И в один момент прозрел Велес, увидел, что за ужасной оболочкой великанши скрывается совсем другая, иная Яга. И вовсе она не безобразна: но видеть это чародейство мог только Велес, полюбивший ее; для всех остальных оставалась она уродливой и отталкивающей. Обвенчались они, стали вновь, как и в прошлой жизни, мужем и женой. Но воспротивилась такому браку мать Велеса, светлая Амелфа Земуновна, и, пользуясь отсутствием сына, свела в могилу Ягу. Горько плакал Велес, и тогда боги воскресили его любимую, но положили меж ними зарок: не видеться более. Вернулась Яга в свою избушку у речки Смородины, а Велес пустился в странствия по миру. Встреча же им вновь была суждена в иные времена, в иных телах… "Нить судьбы тонка, словно волос, но порвать ее кто ж сумеет?"
А это - своего рода эпилог.
Потерял смертную жену свою Асю Звездинку Велес. Овладела тоска его сердцем, и пошел он дорогами темными, путями печальными, далеко от земли лежащими. Долго-долго блуждал он во мраке, прежде чем свет впереди забрезжил. Вышел - видит, лежит долина, зелень, краски цветов несметных, только все оно неживое, из камней самоцветных изваяно… Рощу эту покинул Велес, чтобы вновь окунуться в реку, что текла слезами людскими. И стучался он в двери, что заперты, в доме, что стоит на утесе, и звал он Великую Сиду, что рассеять могла его горе. И пропела ему богиня, что ничто под Луной не вечно, и что круг сменяется кругом, и что жизнь человека конечна. Память рвется тонкою нитью, и развеются печальные думы от глотка напитка хмельного… Отхлебнул Велес из чаши напиток богов, и увидел он то, что смертным не видно. Перед ним стояла Звездинка, и в руках она чашу держала.
- Это я - Великая Сида! Я ж Звездиночка и Ненилушка Святогоровна, та, что стала Бурей-Ягою. Также я - Премудрая Вила, и Хозяйка Камня… Много раз я в мире рождалась, много раз покидала мир. И во всех назначенных жизнях я всегда тебя находила!
лежало
тут