http://www.newsru.com/russia/17feb2010/gravicapa.html
Российские специалисты из Научно-исследовательского института космических систем (филиала Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) им.Хруничева) провели завершающие испытания двигателя, основанного на новых физических принципах получения тяги. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил в среду заместитель генерального директора ГКНПЦ, директор НИИ космических систем Валерий Меньшиков.
Движитель без выброса реактивной массы, с легкой руки его изобретателей названный "гравицапой", установлен на спутнике "Юбилейный", который в мае 2008 года был выведен на орбиту в качестве попутной нагрузки на ракете-носителе "Рокот". С помощью движителя, который включается автономно или по команде с Земли, космический аппарат должен переходить с одной орбиты на другую.
"Наш двигатель сейчас остался последним работающим агрегатом на платформе малого космического аппарата "Юбилейный", - отметил Меньшиков. По его словам, накануне специалисты НИИ КС включили "гравицапу" и через 16 часов работы движителя получили телеметрию, которую планируют проанализировать в ближайшее время. "Проведем эту работу, как только изыщем из внутренних резервов несколько десятков тысяч рублей на обработку телеметрии", - пояснил директор НИИ космических систем.
Он опроверг распространенную в СМИ информацию, что разработчики "гравицапы" израсходовали миллионы рублей бюджетных средств. "Если бы у нас было хотя бы 200-300 тыс. рублей, мы бы провели эксперимент совсем на другом уровне и получили бы более интересные результаты", - заверил Меньшиков.
Результаты первых испытаний, по его словам, были неоднозначными, "в ходе испытаний высветились некоторые проблемы, которые надо решить в дальнейшем, чтобы внести коррективы в аппарат". Однако в целом специалисты положительно оценивают проведенный на орбите эксперимент.
Первоначально движитель хотели испытывать на МКС, однако затем было принято решение установить его на спутник, где эксперимент, по мнению конструкторов, получается более чистым. Перемещение происходит за счет движения внутри аппарата жидкого или твердого рабочего тела по определенной траектории, напоминающей по форме торнадо. При этом в получаемом эффекте движения ученые, возможно, наблюдают неизвестное явление взаимодействия рабочего тела с полями, природа которых мало изучена, как, например, природа гравитационного поля.
Срок работы такого двигателя - не менее 15 лет, утверждают его разработчики, а максимальное число включений - около 300 тыс. Для питания используется энергия солнечных батарей.
Образец двигателя нетрадиционного типа прошел испытания на Земле и получил поддержку в Роскосмосе, где проходил экспертизу. Если испытания в космосе также увенчаются успехом, движители без выброса реактивной массы в дальнейшем могут найти применение не только для управления и коррекции орбит космических аппаратов и орбитальных станций, но и как индивидуальные средства передвижения космонавтов в открытом космосе.
"Особое место такие движители займут в наноспутниках - в этом случае масса движителя может быть снижена до нескольких десятков граммов", - отметил Меньшиков. Кроме того, экологически чистый двигатель можно будет использовать и на Земле - на воздушном и наземном транспорте.
Российские специалисты из Научно-исследовательского института космических систем (филиала Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) им.Хруничева) провели завершающие испытания двигателя, основанного на новых физических принципах получения тяги. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил в среду заместитель генерального директора ГКНПЦ, директор НИИ космических систем Валерий Меньшиков.
Движитель без выброса реактивной массы, с легкой руки его изобретателей названный "гравицапой", установлен на спутнике "Юбилейный", который в мае 2008 года был выведен на орбиту в качестве попутной нагрузки на ракете-носителе "Рокот". С помощью движителя, который включается автономно или по команде с Земли, космический аппарат должен переходить с одной орбиты на другую.
"Наш двигатель сейчас остался последним работающим агрегатом на платформе малого космического аппарата "Юбилейный", - отметил Меньшиков. По его словам, накануне специалисты НИИ КС включили "гравицапу" и через 16 часов работы движителя получили телеметрию, которую планируют проанализировать в ближайшее время. "Проведем эту работу, как только изыщем из внутренних резервов несколько десятков тысяч рублей на обработку телеметрии", - пояснил директор НИИ космических систем.
Он опроверг распространенную в СМИ информацию, что разработчики "гравицапы" израсходовали миллионы рублей бюджетных средств. "Если бы у нас было хотя бы 200-300 тыс. рублей, мы бы провели эксперимент совсем на другом уровне и получили бы более интересные результаты", - заверил Меньшиков.
Результаты первых испытаний, по его словам, были неоднозначными, "в ходе испытаний высветились некоторые проблемы, которые надо решить в дальнейшем, чтобы внести коррективы в аппарат". Однако в целом специалисты положительно оценивают проведенный на орбите эксперимент.
Первоначально движитель хотели испытывать на МКС, однако затем было принято решение установить его на спутник, где эксперимент, по мнению конструкторов, получается более чистым. Перемещение происходит за счет движения внутри аппарата жидкого или твердого рабочего тела по определенной траектории, напоминающей по форме торнадо. При этом в получаемом эффекте движения ученые, возможно, наблюдают неизвестное явление взаимодействия рабочего тела с полями, природа которых мало изучена, как, например, природа гравитационного поля.
Срок работы такого двигателя - не менее 15 лет, утверждают его разработчики, а максимальное число включений - около 300 тыс. Для питания используется энергия солнечных батарей.
Образец двигателя нетрадиционного типа прошел испытания на Земле и получил поддержку в Роскосмосе, где проходил экспертизу. Если испытания в космосе также увенчаются успехом, движители без выброса реактивной массы в дальнейшем могут найти применение не только для управления и коррекции орбит космических аппаратов и орбитальных станций, но и как индивидуальные средства передвижения космонавтов в открытом космосе.
"Особое место такие движители займут в наноспутниках - в этом случае масса движителя может быть снижена до нескольких десятков граммов", - отметил Меньшиков. Кроме того, экологически чистый двигатель можно будет использовать и на Земле - на воздушном и наземном транспорте.