Сноубордический дарвинизм
Когда первые, самые замечательные щенячьи восторги от овладевания сноуборд-снарядом, немного поутихнут, в разгоряченную восхитительным катанием голову начинают просачиваться разнокалиберные мысли. Дескать, неплохо было бы сменить доску на покруче, чтобы жечь уже сильно покруче! И человек, едва научившись юзать свою первую доску, едва ли на какие-нибудь 20%, берет себе более жесткий и агрессивный снаряд и делает это раз за разом, практически начисто отрезая себе путь к гармоничному развитию техники (и стиля).
К сожалению, с подобными случаями приходится иметь дело неотвратимо – регулярно и практически ежедневно, консультируя по вопросам сноубординга широкие шопящиеся массы. Ситуация, когда не райдер едет, а доска везёт, имеет место быть сплошь и рядом, и об овладевании (обалдевании) техникой, в случае, когда доска овладела райдером, можно говорить лишь с большой натяжкой. Ну прямо каламбур….
О чем, собственно, речь: техника владения сноубордом как инструментом, а не как геометрическим поленом, а вернее, даже система из разных техник. Это раз. Правда, очень большой и разветвленный Раз…
Техника владения телом как инструментом, т.е. активным балансиром, системой управления, активной «подвеской», вернее, тоже целая система техник по каждому пункту. Это большое Два….
Взаимодействие Всех техник Большого первого и Всех техник Большого Второго. Так сказать непринужденный, интуитивный, автоматический, моторный и красивый Синтез всего вышеперечисленного в пределах одной (каждой) дуги на любом (разном, переменном) рельефе. Во загнул…
Ключевое слово здесь "синтез". Синтез техник и есть стиль. Сама по себе одна определенная техника - это лишь часть большого целого… Так сказать, часть здания, строить которое, ну очень неслабое увлекательное занятие. Само по себе.
Овладевание техниками. Путь моего мешковатого тела
Опыт, поставленный на себе. Приобретать навыки первичного сноуборда довелось аж в начале девяностых годов, без всякой методологии, с жестким дефицитом информации и снаряжения, что, как ни странно, способствовало последовательному и творческому овладеванию предметом. Постараюсь описать свой клинический случай, как... пациент дошел до этой самой ручки.
Перед сноубордом был вполне логичный восьмилетний опыт горных лыж. Сначала просто не было в округе никаких таких сноубордов. Катался на короткой классике, было такое понятие в лыжах, как компакт… Нечто короткое, мягкое и укороченное, близкое по эффективному канту к сноуборду… Утюжил склоны с бестолковым, всепобеждающим энтузиазмом, пока случайно не запустил лапы в одну уникальную частную библиотечку. В славном городе Красноярске. Большое спасибо господину Резвову-старшему, из красноярских столбистов и горнолыжников. Неслабая подборка книжек по ранним горнолыжным техникам: Христиания, авальман и многое другое, что замечательно легло впоследствии в техническую базу для сноуборда. Различные французские техники в изложении авторов, чемпионов пятидесятых и шестидесятых.
Принципы и механика очень даже применимы к сноуборду, отличие лишь в деталях. Старые горные лыжи с неявно выраженной геометрией и мягкие кожаные ботинки предполагали более активное участие в процессе езды самого райдера, более тонкое задание им векторов приложения сил, да и сами горнолыжные снаряды в виду вышеперечисленного были достаточно близки по механике к мягкому сноуборду…
Итак, имеем первый компонент: ранние горнолыжные техники. На предмет понимания тонкой механики происходящего. Так сказать, пища для ума.
Вторым атомным компонентом стали фильмы по технике фрирайда от Уоррена Миллера: например, Склоны, Прыжки, Снег. Это уже была пища для тела, готовая методика, как использовать свое тело в качестве целого набора инструментов. Как использовать лыжи (доски) для весьма разных целей.
Сюда же можно добавить и сноуборд фильмы второй половины восьмидесятых и начала девяностых. Там присутствует более ярко выраженная техника управления доской (ввиду того, что доски были тогда с весьма умеренным боковым вырезом и очень большой продольной жесткостью). Такую технику легче подглядеть и перенять... Она акцентированная.
Это бордические фильмы Board on the World, боязнь плоской планеты, вообще все без исключения профайлы Крейга Келли (например, в «Cемь лыжников, семь континентов» У.Миллера). Список фильмов поместил ниже. Причем фильмы должны быть обязательно с переводом на русский язык, так как текстом идут очень грамотные комментарии по технике от Уоррена М.
Крейг Келли, надо сказать стал главным образцом для подражания. До сих пор о его катании могу говорить только эпитетами. Легкость, Непринужденность, Разноплановость, Амплитуда, Контроль, Красота.
Причем залогом развития техник в стиль был универсализм райдеров... Этот этап примерно до 93-го года. Дальше пошла бешенная эволюция сноуборд-оборудования и жесткая специализация райдеров. Соответственно стало труднее наблюдать взаимодействие и пересечение (перетекание) техник.
Для практического применения этих гибридных, перетекающих техник вы сами должны попробовать себя в роли универсального райдера. Ведь в разноплановом сложном катании вы будете выступать практически одновременно то в роли фрирайдера, то в роли фристайлера, джиббером, бордкроссменом, карвером и т.д. Это безумно интересно, да и результативно, применять во время одного фрирайд-прогона по лесу и курумнику приемы из разных дисциплин.
Большой прогресс случился, когда пришлось участвовать в соревнованиях. Учиться проходить не свою трассу не своим ритмом, да еще порой и в дискомфортной среде. Причем основной прогресс пошел именно тогда, когда результат стал НЕ важен, старты стали спокойными, без страстного желания вырвать победу, а внимание стало уделяться именно гармоничному и надежному прохождению трассы.
Полезно было ходить слалом и гигант на мягкой доске, а бордеркросс, прыжки и вращения в слоп стайле - наоборот, на жестком ассиметрике с пластиковыми хард-бутами. Подобные нетривиальные эксперименты над экстремальным применением техник оказались зело полезными. Тривиальный пункт: катание вместе с сильными райдерами, когда пытаешся удержаться след в след и невольно начинаешь копировать движения. Когда не стесняешься задавать вопросы, и главное, слышишь ответы ))).
И еще один фактор продвижения в личном плане: это преподавательская или тренерская деятельность. Когда разжевываешь приемы обучения для других, вычленяешь и показываешь (отрабатываешь) осмысленно отдельные движения, придумываешь специальные упражнения для отработки отдельного чего-либо, сам растешь тоже. Глядящие на тебя кадеты стимулируют и мобилизуют, подвигают на постоянный личный прогресс. Например, мне пришлось, тренируя детскую спортивную группу, самому начать прыгать (и крутить) с биг-эйра, в возрасте 37-38 лет. До сих пор считаю это одним из самых смелых поступков в своей жизни))).
Попробуйте и сами убедитесь, что выполнять отдельные вычлененные (акцентированные) приемы сложнее. А значит, в смысле прогресса и обучения эффективнее.