Даже в наше «раскрепощенное» время многие родители считают, что касаться «запретной» темы неприлично и стыдно. Не в этом ли ханжеском отношении к важной стороне человеческой жизни кро*ется причина многочисленных абортов у несовершеннолетних жен*щин, стремительное распространение СПИДа, увеличение числа брошенных младенцев и рост проституции? Многие педагоги иродители считают, что начинать половое воспи*тание следует тогда, когда дети вступают в период полового созре*вания. К сожалению, в этом возрасте подростки уже получили бога*тую информацию про ЭТО от таких же невежественных и безгра*мотных ровесников, почерпнувших свои знания из разных источ*ников, в том числе и на практике.
Правильно и деликатно проводимое половое воспитание ставит своей целью не оголение человеческих отношений, а освобожде*ние подростка от ложного чувства стыда, формирование в нем ува*жения к важнейшей стороне человеческой жизни - взаимоотноше*ний между мужчиной и женщиной.
Половое воспитание - важная составная часть процесса воспита*ния ребенка, подростка, юноши, и пускать его на самотек неразум*но и преступно по отношению к собственному ребенку. Каждому младенцу предстоит стать мужчиной или женщиной, поэтому вос*питание ребенка должно сформировать в нем полноценного пред*ставителя своего пола. Наличие в социальной среде значительного количества трансвеститов и лиц нетрадиционной сексуальной ори*ентации свидетельствует о серьезных проблемах в их психосексу*альном развитии с детского возраста. Именно семье принадлежит главная роль в воспитании из мальчика мужчины, а из девочки - женщины, чтобы ребенок осознавал себя представителем своего пола в соответствии с анатомическими особенностями. С раннего детства мальчик берет пример с отца, подражая ему и репетируя свою половую роль в будущем. Для девочки образцом поведения служит ее мать. А отношения между родителями являются приме*ром взаимоотношений полов.
Чем дольше родители оберегают детей от соприкосновения с ин*тимной стороной жизни, тем больше вероятность эмоционального потрясения и отвращения к отношениям между мужчиной и жен*щиной, о которых ребенок узнает в результате «уличного просве*щения».
Половое воспитание в семье - процесс сложный, но необходи*мый, дающий возможность ребенку получить правильное пред*ставление о взаимоотношениях полов, формирующий у него пра*вила поведения в половой жизни, подготавливающий к браку и семейной жизни. Родители должны знать основные этапы психосексуального разви*тия и принципы полового воспитания ребенка, чтобы помочь пра*вильному и гармоничному развитию подростка, полноценному фомированию детородной функции и воспитанию чувства ответствен*ности за благополучие семьи и будущих детей. Половые различия у плода закладываются на 6-й неделе внутриут*робной жизни, а на 8-й неделе формируются половые органы и на*чинают вырабатываться половые гормоны, отвечающие не толь*ко за анатомические особенности пола, но и за особенности поло*вой дифференциации мозга. Уже с первых дней жизни отмечаются различия в поведении мальчиков и девочек, подтверждающие их разное психологическое развитие.
Так, девочки больше спят и более чувствительны к прикосновени*ям, лучше реагируют на сладкое. А мальчики превосходят в физи*ческом развитии, лучше удерживают голову в положении лежа на животе. Девочки активнее реагируют на звуковые раздражители, а мальчики - на зрительные. Не отсюда ли пошла поговорка «мужчи*на любит глазами, а женщина - ушами»? В годовалом возрасте поведение еще больше различается: девочки более спокойны, с удовольствием играют в куклы, тогда как мальчи*ки активны и подвижны, а из игрушек предпочитают машины, са*молеты, оружие.
С полутора лет ребенок уже точно знает, кто он - мальчик или де*вочка, и различает людей по половой принадлежности «тетя - дядя», хотя ориентируется в этом вопросе в основном по одежде и при*ческе. В 3-4 года ребенок уже знает об анатомических различиях между девочками и мальчиками, но большее значение придает вне*шним признакам: платье, косички, бантики - это девочка, брюки, короткая стрижка - это мальчик. Но в этом возрасте понятие пола неустойчиво. И девочки, и мальчики думают, что, переодевшись, можно изменить половую принадлежность. К 5-6 годам любой ре*бенок уже понимает постоянство своего пола и осознает, что маль*чик станет дядей, мужчиной, а девочка - тетей, женщиной и мамой. Каждый ребенок изучает свое тело, в том числе и половые органы, дотрагиваясь до них руками так же естественно и не стыдясь этого, как он дотрагивается до носа, уха, коленки. Если постоянно одерги*вать малыша и запрещать ему познавать свой организм, у него сфор*мируется понятие о постыдности тела, но одновременно выработа*ется и повышенный интерес именно к этим органам. Выросший в условиях запретов и запугиваний человек в будущем испытывает затруднения в сексуальной жизни, считая ее постыдной и «грязной». Ребенок должен развиваться как личность, не испытывая препят*ствий со стороны взрослых, а получая от них ответы на все вопро*сы, в том чисЛЬ и связанные с полом.
Нередко взрослые избегают разговоров на такие темы, отмалчива*ясь или сердясь на ребенка: «мал еще об этом спрашивать». Так в его сознании укрепляется представление о плохой, неприличной сто*роне жизни взрослых и закладывается основа для неправильного полового воспитания. Искоренить у ребенка интерес к вопросам пола невозможно, но он перестанет обращаться к родителям, и бу*дет удовлетворять свою любознательность на стороне. В возрасте от 5 до 9 лет половое сознание уже установлено и осваи*вается половое поведение, чему способствуют ролевые игры в «доч*ки-матери», «маму-папу», в «больницу». Выполняя функции доктора, медсестры, родителей, дети подражают поведению взрослых, тро*гают и рассматривают друг друга и даже имитируют половой акт. Реакция взрослых на такие игры почти всегда предсказуема - гнев и наказание. Хотя в этих отношениях нет даже намека на сексу*альность, а всего лишь любознательность, помогающая получить правильное представление о половых различиях и своей половой роли.
Не запрещать и наказывать, а постараться удовлетворить любо*пытство ребенка в спокойной обстановке и доступными для него словами и понятиями - вот правильный выход в этой непростой ситуации. Вопросы детей вполне естественные и свидетельствуют о нормаль*ном развитии личности: чем мальчики отличаются от девочек, от*куда я взялся. Только не рассказывайте сказки о капусте, аистах и магазинах, в которых продаются дети. Всегда можно найти слова, чтобы в доступной форме объяснить ребенку тайну его происхож*дения. Так вы убережете его от шокирующих и опошленных улич*ных знаний, преподнесенных в нецензурных выражениях и сопро*вождаемых неприличными жестами.
Некоторые особенности полового развития ребенка вызывают у родителей тревогу и озабоченность. Речь пойдет о мастурбации (онанизме). Вы будете удивлены, узнав, что почти 10% дошколь*ников мастурбируют, причем девочки гораздо чаще. У некоторых девочек уже на первом году жизни отмечаются эпизоды младен*ческой мастурбации: тесно сведенные и перекрещенные бедра рит*мично сжимаются и разжимаются, тельце напрягается и прини*мает позу «мостика», лицо краснеет, на коже выступает пот. Такое состояние длится несколько минут, затем ваступает удовлетворен*ное расслабление, и ребенок засыпает. Это связано с неравномер*ным развитием отделов головного мозга, обеспечивающих жиз*ненно важные функции, и тех, в которых расположены половые центры. После года младенческая мастурбация проходит бесслед*но. Интенсивная и непрерывная мастурбация ребенка свидетель*ствует об органическом поражении головного мозга и требует консультации психоневролога.
У девочек дошкольного и младшего школьного возраста мастур*бация может проявляться в виде трения и сжимания половых органов, прижимания их к краю стула, кроватки, парты, катания на игрушке, велосипеде, трении о тело взрослого человека. Причи*нами могут быть возбуждающие игры, связанные с раскачива*нием, подбрасыванием, ритмичными движениями. Довольно час*то мастурбируют дети, лишенные родительской ласки и вни*мания.
У мальчиков почти всегда причиной мастурбации является ощуще*ние ненужности в семье, недостаток материнской нежности, неуве*ренность в себе. Случайно обнаружив такой путь самоудовлетворе*ния, несчастный ребенок прибегает к нему всякий раз, когда оби*жен или расстроен. Мастурбация помогает ему успокоиться и избежать стресса. У некоторых детей привычка мастурбировать возни*кает под влиянием старших приятелей или взрослых. Мастурбация детей до 10-летнего возраста не должна оставаться без внимания взрослых. Не фиксируя внимания ребенка на этом заня*тии, а тем более не ругая и не наказывая за него, следует выяснить причину, устранить ее и отвлечь другими интересными и увлека*тельными делами. Уделяйте ему больше внимания и заботы, дайте понять, что любите его и интересуетесь его проблемами. Создайте ему комфортные условия в семье с теплыми эмоциональными от*ношениями, и ранняя мастурбация пройдет, не принеся вреда здо*ровью и развитию.
Если ваши усилия не принесли успеха, обратитесь за помощью к детскому психоневрологу. Возможно, придется пройти обследо*вание и курс лечения у специалиста.
В период полового созревания от 12 до 18 лет происходит бурная гормональная перестройка организма, появляются вторичные по*ловые признаки и специфические признаки половой зрелости: мен*струации у девочек и поллюции у мальчиков. Физиологическое созревание у подростков значительно опережает их психическое и социальное развитие, что делает их неуравнове*шенными, конфликтными, легко ранимыми и побуждает вырваться из-под опеки и контроля родителей. Эта жажда свободы и стремле*ние приобщиться к взрослой жизни нередко ведут к противостоя*нию детей и родителей в семье и вызывают у подростков отчужде*ние и агрессию. Именно в этот сложный период подросток нужда*ется в понимании и эмоциональной поддержке взрослого челове*ка, родителя или педагога, деликатно и тактично помогающего в решении многочисленных проблем.
В этом возрасте возникает чувство первой любви. Сначала это пла*тоническое влечение, когда достаточно просто видеть предмет сво*его обожания, говорить с ним, вместе делать уроки, ходить в кино. Затем возникает эротическая стадия, когда в мечтах уже присутству*ют чувственные элементы - прикосновения, объятия, поцелуи, ко*торые подросток стремится реализовать на практике в общении с любимой. Вскоре наступает черед сексуального влечения, для реализации ко*торого и начала половой жизни не всегда имеются условия и же*лание партнера. У девушек сексуальность просыпается гораздо по*зднее. А юношеская гиперсексуальность требует разрядки сексуального напряжения, которая достигается в большинстве случаев мастурбацией.
Как ни клеймили ее врачи и педагоги, какими эпитетами ни награж*дали, как ни запугивали последствиями этого нравственного паде*ния (вредной привычки, болезни, порока), избавить подростков от мастурбации не удалось. Почти все здоровые мальчики проходят через мастурбацию, а начав половую жизнь, прекращают ее. В настоящее время сексологи относятся к мастурбации как к нор*мальному проявлению гиперсексуальности, помогающему снять ощущение напряженности и физиологического дискомфорта в юно*шеском возрасте.
Родителям не стоит запугивать подростка негативными последстви*ями мастурбации, ругать или высмеивать его. Следует объяснить, что это возрастное явление, и не надо придавать ему слишком боль*шое значение и чрезмерно увлекаться.
Современные подростки рано вступают во взрослую жизнь. Чем раньше начаты половые отношения, тем меньше поводов говорить о любви. Побудительными мотивами являются любопытство, жела*ние не отстать от сверстников, опасении потерять друга в случае отказа, совращение более старшим партнером и т. д. Чем сильнее подросток привязан к родителям, чем крепче нрав*ственные установки, полученные в семье, чем лучше подросток ру*ководствуется необходимостью контроля и чувством собственного достоинства, тем лучше он способен управлять своими поступками и желаниями.
Подросток должен понимать, что половая близость доставляет ра*дость, если она подкреплена любовью и духовной близостью, а без них теряет смысл и превращается в «сексуальную гимнастику». На фоне острейших проблем нравственного и полового воспита*ния подростков почти преступным является явное нежелание ро*дителей затрагивать эту тему в общении со своими детьми. Половое воспитание подростков должно проводиться, несмотря на яростное сопротивление некоторых родителей и педагогов. Слиш*ком тяжела расплата за безграмотность в этой важной составляю*щей жизни юношества. Не полагайтесь на педагогов и медиков, ко*торым по долгу службы положено заниматься воспитанием подрас*тающего поколения. Разговор на интимные темы в присутствии все*го класса неизбежно вызывает неадекватную реакцию: смущение, стыд, развязные жесты и пошлые высказывания. А неподготовленные педагоги, не сумевшие взять правильный тон, нередко превра*щают половое просвещение в половое развращение. Не снимайте с себя ответственность за сексуальную безграмотность наших детей. Говорить с детьми о безопасном сексе не стыдно! Стыдно быть хан*жой и не уберечь наивного подростка от негативных последствий преждевременной половой жизни.
Внушите ему, что испытать всю полноту любви можно, будучи зре*лой личностью не только в физическом смысле, но и в нравствен*ном, духовном и социальном. Надо беречь любимую, нести за нее ответственность, не возлагать на ее хрупкие плечи расплату за то*ропливость чувств.
Девушка, попавшая в беду, должна рассчитывать на помощь и под*держку родителей. Не ругайте и не оскорбляйте ее, исправить ошибку словами не удастся. Вы - ее единственная надежда и опора в этот сложный жизненный период. Тем более что ваша вина очевидна -это вы упустили момент взросления дочери и не подготовили ее к вступлению в «большую» жизнь. Отвечать за это придется вместе. Не принимайте решения на скорую руку. Пусть улягутся страсти, и тогда жизненный опыт и женская мудрость подскажут вам верное решение. Инстинкт материнства возьмет верх над боязнью осужде*ния, и через положенное время, взяв на руки дочкин «грех», вы ис*пытаете истинное счастье.
---------- Добавлено в 15:53 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 15:52 ----------
Источник:
http://www.malipuz.ru/628.html