2 июня 2017 года исполнилось 140 лет со дня рождения крупнейшего прозаика, поэта, эссеиста, художника, одного из классиков немецкой и мировой литературы, лауреата Нобелевской премии - Германа Гессе.
Герман Гессе родился 2 июля 1877 в городке Кальв в немецкой земле Баден-Вюртемберг. Его мать Мария Гундерт (1842—1902) была дочерью теолога Германа Гундерта. Отец, Иоганнес Гессе (1847—1916), был балтийским немцем из эстляндского города Пайде, служил некоторое время миссионером в Индии, затем работал в издательстве Гундерта в Кальве. Помимо Германа в семье было ещё три ребёнка: Адель (1875—1949), Марулла (1880—1953) и Ганс (1882—1935). С ранних лет детей воспитывали в духе пиетизма, царившего в доме Гессе. Неудивительно, что родители хотели вырастить достойного наследника семейных традиций, и уже после переезда в Базель в 1881 году мальчик становится учеником местной миссионерской школы, а чуть позже христианского пансионата. В эти годы Гессе начинает проявлять свои интересы и таланты. Он неплохо рисует, учится играть на музыкальных инструментах и пытается проявить себя как писатель. Пожалуй, самым ранним его литературным опытом можно назвать сказку «Два брата», написанную в 1887 году в возрасте десяти лет для его сестры Маруллы.
Будучи сыном христианских миссионеров, он в 1891 году начал изучать теологию в Маульбронне, но уже через год бросил это занятие, став сперва механиком, затем книготорговцем. С октября 1895 года Г. Гессе работает стажером в книжной лавке Хекенхауера в Тюбингене. Здесь Герман выполняет обязанности помощника продавца, выписывает счета, сортирует книги и принимает заказы. Вечера и выходные дни посвящает самообразованию, много читает, пишет стихи, некоторые из них появляются в одной из венских литературных газет. В 1899 году на сэкономленные деньги писатель публикует небольшую книжку под названием "Романтические песни", включающую в себя стихи написанные до 1898 года. В этот же год издается и первый сборник рассказов "Час после полуночи". Но обе книги выходят небольшим тиражом и плохо продаются.
С осени 1899 года Г. Гессе работает в книжном магазине Райха в Базеле. В 1901 году выходят "Сочинения и стихотворения Германа Лаушера, опубликованные посмертно Германом Гессе" - сборник автобиографических рассказов. Весной 1901 года Герману наконец удается воплотить свою давнюю мечту о путешествии по Италии. С марта по май он побывает в Генуе, Флоренции, Равенне и Венеции. Вернувшись в Базель, Г. Герман устраивается продавцом в книжный магазин Ваттенвиля. Из-за низкой зарплаты он вынужден подрабатывать в газетах, редактируя статьи.
Постепенно первые произведения Гессе становятся известными в высших литературных кругах Германии, он ведет переписку с Райнером Мария Рильке, Томасом Манном и Стефаном Цвейгом. В январе 1903 года Герману приходит письмо из берлинского издательского дома Самюэля Фишера, который предлагает молодому писателю сотрудничать. Через несколько месяцев Г. Гессе отправляет в Берлин рукопись своего первого романа "Петер Каменцинд". Это история духовного формирования юноши из швейцарской деревни, который, увлекшись романтическими мечтами, отправляется в странствия, но не находит воплощения своих идеалов. Разочаровавшись в большом свете, он возвращается в родную деревню к простой жизни и природе. Пройдя через горькие и трагические разочарования, Петер приходит к утверждению естественности и человечности как непреходящих жизненных ценностей. Эта книга стала очень популярна среди немецкой молодежи и принесла Герману известность и финансовую независимость, позволившую ему теперь сконцентрироваться на писательской деятельности. В 1905 роман был отмечен австрийской литературной премией Бауэрнфельда.
Современники называли "Петера Каменцинда" новым Вертером, а друг и биограф писателя Хуго Балль писал в 1927 году: "Герман Гессе — последний рыцарь блестящей когорты романтизма". Для творчества Г. Гессе, особенно раннего, характерны черты романтизма. В его первых произведениях очень сильно влияние таких немецких классиков, как Гёте, Шиллер, Новалис и др. Темы и образы, свойственные этому направлению литературы, прослеживаются на протяжении всего его творчества — герой, противопоставленный окружающей среде; тема путешествия, побега от общества и поисков себя.
В 1906 году выходит второй роман писателя "Под колесом". В основу романа лег период обучения писателя в Маульбронне: чувствительный и тонкий школьник погибает от столкновения с миром и косной педагогикой. Автобиографичность является другой ярко выраженной особенностью произведений Г. Гессе. Многие герои имели реальные прототипы в жизни, как, например, магистр Томас — Томас Манн, отец Иаков — Якоб Буркхардт. Главных героев писатель часто наделял собственными чертами, а порой и именем, так Гарри Галлер получил инициалы автора, а Гермина — вовсе женский вариант имени Герман. Практически все сколь-нибудь важные события своей жизни Гессе отражал на страницах собственных книг: отношения с женой Марией воплотились в "Росхальде", многие эпизоды жизни писателя описаны в "Германе Лаушере".
В 1907 году Герман совместно со своим другом писателем Людвигом Тома и издателем Альбертом Лангеном основывают журнал "März", посвященный проблемам культуры. Также Гессе активно публикуется в популярных литературных журналах "Симплициссимус" и "Neue Rundschau". В 1909 году выходит роман "Гертруда". В этот же год писатель заключает контракт с Самюэлем Фишером на издание последующих шести произведений.
Осенью 1911 года Гессе отправляется в большое путешествие. Он хочет, наконец, увидеть Индию, страну, где долгое время жили его дед Герман Гундерт и бабка Юлия Дюбуа, где работал отец и, где родилась мать. Во время плавания писатель побывает на Шри-Ланке, в Индонезии и Сингапуре. Оказаться в глубине Индии Гессе помешали проблемы со здоровьем. По возвращении он публикует "Записки об индийском путешествии".
В 1912 году Г. Гессе эмигрировал в Швейцарию и в 1923 году получил швейцарское гражданство. Здесь Гессе завершает "Росхальде", в нём отражен нарастающий семейный кризис. Начавшаяся летом 1914 года Первая мировая война разделила Швейцарию на два лагеря, одни поддерживали Германию, другие были на стороне Франции. Герман хочет записаться добровольцем, но в консульстве его признают негодным к службе по состоянию здоровья. Своё отношение к войне Гессе выразит в статье "Друзья, довольно этих звуков!", опубликованной 3 ноября 1914 года в " Neue Zürcher Zeitung". Общие идеи и взгляды сближают его в это время с французским писателем, активным сторонником пацифизма Роменом Ролланом, который посетит дом Гессе в конце лета 1915 года.
Во время войны Г. Гессе сотрудничает как с немецким, так и с французским посольствами, собирает деньги на создание библиотек для военнопленных. В Германии писателя многие недолюбливают, а некоторые и вовсе, в открытую осуждают, называя предателем и трусом. В ответ Гессе осуждает промилитаристскую пропаганду и пустые речи либералов, призывая помочь нуждающимся несловом, а делом.
Война, смерть отца, болезнь жены — все это способствует ухудшению психического состояния Германа. В надежде справиться с душевным кризисом, писатель отправляется в Люцерн, где знакомится с доктором Йозефом Лангом, ставшим впоследствии близким другом писателя. После длительного курса терапии Г. Гессе в 1917 году завершил роман "Демиан или История юности", вышедший под псевдонимом "Эмиль Синклер", - документ самоанализа и дальнейшего внутреннего освобождения писателя. Начиная с этого романа, основной темой его творчества становится идея соединения противоположностей. В "Демиане" он формулирует идею Бога по имени Абраксас, который объединяет в себе добро и зло, но при этом стоит по ту сторону противоположностей. Возможно, уже тогда Г. Гессе был знаком с "Семью наставлениями мертвым" Карла Юнга, тем более что достоверно известно, что Гессе проходил психоанализ у ученика К. Г. Юнга Йозефа Лэнга. Результатом этого обучения стало написание двух эпохальных романов — "Сиддхартха. Индийская поэма" и "Степной волк". В первом из них действие происходит во времена Будды Гаутамы, где, проходя разные стадии жизни от крайнего аскетизма до гедонизма, Герой постигает единство всего и вся приходя к своей Самости. "Степной волк", ставший своего рода бестселлером, одно из первых произведений, открывающих собою линию так называемых интеллектуальных романов о жизни человеческого духа, без которых нельзя представить себе немецкоязычную литературу XX века. Книга во многом автобиографична. Галлер, Степной волк, как он сам себя называет, мятущийся, отчаявшийся художник, измученный одиночеством в окружающем его мире, не находящий с ним общего языка. Действие романа охватывает около трех недель жизни Галлера. Некоторое время Степной волк живет в небольшом городе, а затем исчезает, оставив «Записки», которые и составляют большую часть романа. Из «Записок» вырисовывается образ талантливого человека, не способного найти свое место в мире, человека, живущего мыслью о самоубийстве, для которого каждый день становится мукой.
В 1929 году Г. Гессе добился самого громкого признания у публики повестью "Нарцисс и Златоцвет». Предметом повествования стала полярность духовной и мирской жизни, что было темой, типичной для того времени. В том же году Гессе начал работу над романом "Игра в бисер" (опубликован в 1943 году), который как бы суммировал все его творчество и поднял на небывалую высоту вопрос о гармонии духовной и мирской жизни. В этом романе Гессе пытается разрешить всегда тревожившую его проблему - как совместить существование искусства с существованием бесчеловечной цивилизации, как спасти от губительного влияния так называемой массовой культуры высокий мир художественного творчества. Писатель приходит к выводу, что попытка поставить искусство вне общества превращает искусство в бесцельную, беспредметную игру.
В 1946 году Гессе присуждают Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».
Во время духовной революции шестидесятых книги Г. Гессе получили огромную популярность у молодёжи. Его произведения стали духовным импульсом к массовому "паломничеству в страны Востока" и обращению от суеты внешнего ко взгляду внутрь. Писатель был трижды женат и воспитал троих сыновей.
Скончался в Монтаньоле 9 августа 1962 во сне от кровоизлияния в мозг в возрасте 85 лет.
Герман Гессе родился 2 июля 1877 в городке Кальв в немецкой земле Баден-Вюртемберг. Его мать Мария Гундерт (1842—1902) была дочерью теолога Германа Гундерта. Отец, Иоганнес Гессе (1847—1916), был балтийским немцем из эстляндского города Пайде, служил некоторое время миссионером в Индии, затем работал в издательстве Гундерта в Кальве. Помимо Германа в семье было ещё три ребёнка: Адель (1875—1949), Марулла (1880—1953) и Ганс (1882—1935). С ранних лет детей воспитывали в духе пиетизма, царившего в доме Гессе. Неудивительно, что родители хотели вырастить достойного наследника семейных традиций, и уже после переезда в Базель в 1881 году мальчик становится учеником местной миссионерской школы, а чуть позже христианского пансионата. В эти годы Гессе начинает проявлять свои интересы и таланты. Он неплохо рисует, учится играть на музыкальных инструментах и пытается проявить себя как писатель. Пожалуй, самым ранним его литературным опытом можно назвать сказку «Два брата», написанную в 1887 году в возрасте десяти лет для его сестры Маруллы.
Будучи сыном христианских миссионеров, он в 1891 году начал изучать теологию в Маульбронне, но уже через год бросил это занятие, став сперва механиком, затем книготорговцем. С октября 1895 года Г. Гессе работает стажером в книжной лавке Хекенхауера в Тюбингене. Здесь Герман выполняет обязанности помощника продавца, выписывает счета, сортирует книги и принимает заказы. Вечера и выходные дни посвящает самообразованию, много читает, пишет стихи, некоторые из них появляются в одной из венских литературных газет. В 1899 году на сэкономленные деньги писатель публикует небольшую книжку под названием "Романтические песни", включающую в себя стихи написанные до 1898 года. В этот же год издается и первый сборник рассказов "Час после полуночи". Но обе книги выходят небольшим тиражом и плохо продаются.
С осени 1899 года Г. Гессе работает в книжном магазине Райха в Базеле. В 1901 году выходят "Сочинения и стихотворения Германа Лаушера, опубликованные посмертно Германом Гессе" - сборник автобиографических рассказов. Весной 1901 года Герману наконец удается воплотить свою давнюю мечту о путешествии по Италии. С марта по май он побывает в Генуе, Флоренции, Равенне и Венеции. Вернувшись в Базель, Г. Герман устраивается продавцом в книжный магазин Ваттенвиля. Из-за низкой зарплаты он вынужден подрабатывать в газетах, редактируя статьи.
Постепенно первые произведения Гессе становятся известными в высших литературных кругах Германии, он ведет переписку с Райнером Мария Рильке, Томасом Манном и Стефаном Цвейгом. В январе 1903 года Герману приходит письмо из берлинского издательского дома Самюэля Фишера, который предлагает молодому писателю сотрудничать. Через несколько месяцев Г. Гессе отправляет в Берлин рукопись своего первого романа "Петер Каменцинд". Это история духовного формирования юноши из швейцарской деревни, который, увлекшись романтическими мечтами, отправляется в странствия, но не находит воплощения своих идеалов. Разочаровавшись в большом свете, он возвращается в родную деревню к простой жизни и природе. Пройдя через горькие и трагические разочарования, Петер приходит к утверждению естественности и человечности как непреходящих жизненных ценностей. Эта книга стала очень популярна среди немецкой молодежи и принесла Герману известность и финансовую независимость, позволившую ему теперь сконцентрироваться на писательской деятельности. В 1905 роман был отмечен австрийской литературной премией Бауэрнфельда.
Современники называли "Петера Каменцинда" новым Вертером, а друг и биограф писателя Хуго Балль писал в 1927 году: "Герман Гессе — последний рыцарь блестящей когорты романтизма". Для творчества Г. Гессе, особенно раннего, характерны черты романтизма. В его первых произведениях очень сильно влияние таких немецких классиков, как Гёте, Шиллер, Новалис и др. Темы и образы, свойственные этому направлению литературы, прослеживаются на протяжении всего его творчества — герой, противопоставленный окружающей среде; тема путешествия, побега от общества и поисков себя.
В 1906 году выходит второй роман писателя "Под колесом". В основу романа лег период обучения писателя в Маульбронне: чувствительный и тонкий школьник погибает от столкновения с миром и косной педагогикой. Автобиографичность является другой ярко выраженной особенностью произведений Г. Гессе. Многие герои имели реальные прототипы в жизни, как, например, магистр Томас — Томас Манн, отец Иаков — Якоб Буркхардт. Главных героев писатель часто наделял собственными чертами, а порой и именем, так Гарри Галлер получил инициалы автора, а Гермина — вовсе женский вариант имени Герман. Практически все сколь-нибудь важные события своей жизни Гессе отражал на страницах собственных книг: отношения с женой Марией воплотились в "Росхальде", многие эпизоды жизни писателя описаны в "Германе Лаушере".
В 1907 году Герман совместно со своим другом писателем Людвигом Тома и издателем Альбертом Лангеном основывают журнал "März", посвященный проблемам культуры. Также Гессе активно публикуется в популярных литературных журналах "Симплициссимус" и "Neue Rundschau". В 1909 году выходит роман "Гертруда". В этот же год писатель заключает контракт с Самюэлем Фишером на издание последующих шести произведений.
Осенью 1911 года Гессе отправляется в большое путешествие. Он хочет, наконец, увидеть Индию, страну, где долгое время жили его дед Герман Гундерт и бабка Юлия Дюбуа, где работал отец и, где родилась мать. Во время плавания писатель побывает на Шри-Ланке, в Индонезии и Сингапуре. Оказаться в глубине Индии Гессе помешали проблемы со здоровьем. По возвращении он публикует "Записки об индийском путешествии".
В 1912 году Г. Гессе эмигрировал в Швейцарию и в 1923 году получил швейцарское гражданство. Здесь Гессе завершает "Росхальде", в нём отражен нарастающий семейный кризис. Начавшаяся летом 1914 года Первая мировая война разделила Швейцарию на два лагеря, одни поддерживали Германию, другие были на стороне Франции. Герман хочет записаться добровольцем, но в консульстве его признают негодным к службе по состоянию здоровья. Своё отношение к войне Гессе выразит в статье "Друзья, довольно этих звуков!", опубликованной 3 ноября 1914 года в " Neue Zürcher Zeitung". Общие идеи и взгляды сближают его в это время с французским писателем, активным сторонником пацифизма Роменом Ролланом, который посетит дом Гессе в конце лета 1915 года.
Во время войны Г. Гессе сотрудничает как с немецким, так и с французским посольствами, собирает деньги на создание библиотек для военнопленных. В Германии писателя многие недолюбливают, а некоторые и вовсе, в открытую осуждают, называя предателем и трусом. В ответ Гессе осуждает промилитаристскую пропаганду и пустые речи либералов, призывая помочь нуждающимся несловом, а делом.
Война, смерть отца, болезнь жены — все это способствует ухудшению психического состояния Германа. В надежде справиться с душевным кризисом, писатель отправляется в Люцерн, где знакомится с доктором Йозефом Лангом, ставшим впоследствии близким другом писателя. После длительного курса терапии Г. Гессе в 1917 году завершил роман "Демиан или История юности", вышедший под псевдонимом "Эмиль Синклер", - документ самоанализа и дальнейшего внутреннего освобождения писателя. Начиная с этого романа, основной темой его творчества становится идея соединения противоположностей. В "Демиане" он формулирует идею Бога по имени Абраксас, который объединяет в себе добро и зло, но при этом стоит по ту сторону противоположностей. Возможно, уже тогда Г. Гессе был знаком с "Семью наставлениями мертвым" Карла Юнга, тем более что достоверно известно, что Гессе проходил психоанализ у ученика К. Г. Юнга Йозефа Лэнга. Результатом этого обучения стало написание двух эпохальных романов — "Сиддхартха. Индийская поэма" и "Степной волк". В первом из них действие происходит во времена Будды Гаутамы, где, проходя разные стадии жизни от крайнего аскетизма до гедонизма, Герой постигает единство всего и вся приходя к своей Самости. "Степной волк", ставший своего рода бестселлером, одно из первых произведений, открывающих собою линию так называемых интеллектуальных романов о жизни человеческого духа, без которых нельзя представить себе немецкоязычную литературу XX века. Книга во многом автобиографична. Галлер, Степной волк, как он сам себя называет, мятущийся, отчаявшийся художник, измученный одиночеством в окружающем его мире, не находящий с ним общего языка. Действие романа охватывает около трех недель жизни Галлера. Некоторое время Степной волк живет в небольшом городе, а затем исчезает, оставив «Записки», которые и составляют большую часть романа. Из «Записок» вырисовывается образ талантливого человека, не способного найти свое место в мире, человека, живущего мыслью о самоубийстве, для которого каждый день становится мукой.
В 1929 году Г. Гессе добился самого громкого признания у публики повестью "Нарцисс и Златоцвет». Предметом повествования стала полярность духовной и мирской жизни, что было темой, типичной для того времени. В том же году Гессе начал работу над романом "Игра в бисер" (опубликован в 1943 году), который как бы суммировал все его творчество и поднял на небывалую высоту вопрос о гармонии духовной и мирской жизни. В этом романе Гессе пытается разрешить всегда тревожившую его проблему - как совместить существование искусства с существованием бесчеловечной цивилизации, как спасти от губительного влияния так называемой массовой культуры высокий мир художественного творчества. Писатель приходит к выводу, что попытка поставить искусство вне общества превращает искусство в бесцельную, беспредметную игру.
В 1946 году Гессе присуждают Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».
Во время духовной революции шестидесятых книги Г. Гессе получили огромную популярность у молодёжи. Его произведения стали духовным импульсом к массовому "паломничеству в страны Востока" и обращению от суеты внешнего ко взгляду внутрь. Писатель был трижды женат и воспитал троих сыновей.
Скончался в Монтаньоле 9 августа 1962 во сне от кровоизлияния в мозг в возрасте 85 лет.
Последнее редактирование: