7 февраля 2017 года исполняется 250 лет со дня рождения самого популярного английского писателя 19 века, классика мировой литературы, который обрел огромную любовь читателей еще при жизни - Чарльза Джона Хаффема Диккенса.
Чарльз Диккенс родился в 1812 году в Лэндпорте вблизи Портсмута. Его родителями были Джон и Элизабет Диккенс. Чарльз был вторым по счету ребенком из восьми детей в семье чиновника военно-морской базы Королевского флота морского ведомства. В 1815 году его перевели в Лондон, куда он переехал со всей семьей. Однако прожили в столице они недолго. Уже через два года их ждал Чатем.
Из-за излишних затрат, несоответствующих достатку семьи, Джон Диккенс в 1824 году попал в долговую тюрьму, где по выходным дням к нему присоединялись жена и дети. Ему несказанно повезло, поскольку через несколько месяцев он получил наследство и смог выплатить долги. Джону была присвоена пенсия в Адмиралтействе и, кроме того, жалование репортера, которым он подрабатывал в одной из газет.
Чарльз Диккенс учился в школе в Чатеме. Из-за отца ему рано пришлось выйти на работу. Это была фабрика по производству ваксы, где мальчику платили по шесть шиллингов за рабочую неделю. После выхода отца из тюрьмы Чарльз остался на своей службе по настоянию матери. Кроме того, он начал посещать Веллингтонскую академию, которую окончил в 1827 году.
В мае того же года Чарльз Диккенс устроился младшим клерком в адвокатскую контору, а через полтора года, порядком освоив стенографию, стал работать свободным репортером. В 1830 году его пригласили в "Монинг Хроникал". Благодаря своему таланту и неравнодушному отношению к проблемам современности он в кратчайшие сроки был замечен публикой и стал одним из популярнейших авторов. Его заметки привлекали внимание многих. В 1836 году были напечатаны первые литературные опыты писателя - нравоописательные "Очерки Боза". В основном он писал о мелкой буржуазии, ее интересах и положении дел, рисовал литературные портреты лондонцев и психологические зарисовки.
В январе 1835 г. Дж. Хогарт, издатель "Ивнинг хроникл", попросил Диккенса написать ряд очерков о городской жизни. Ранней весной того же года молодой писатель обручился с Кэтрин Хогарт. 2 апреля 1836г. был издан первый выпуск "Пиквикского клуба". Вначале отклики были прохладными, да и продажа не сулила больших надежд. Однако число читателей росло; к концу издания "Посмертных записок Пиквикского клуба" каждый выпуск расходился в количестве 40 тысяч экземпляров.
В этой книге Чарльз Диккенс показывает старую Англию с различных сторон. В центре внимания - добродушный чудак мистер Пиквик, имя которого стало в итоге нарицательным. Члены клуба путешествуют по Англии и наблюдают за темпераментами разных людей, сами зачастую попадая в смешные и нелепые ситуации. Роман произвел невероятный фурор. Именами героев тут же стали называть собак, давать прозвища, носить такие шляпы и зонты, как у Пиквика. Роман "Посмертные записки Пиквикского клуба" принес двадцатипятилетнему писателю настоящую славу.
Через несколько лет писатель выступил уже в амплуа серьезного автора, изобличающего пороки общества. Его произведения "Приключения Николаса Никльби" и в особенности "Приключения Оливера Твиста" ярко и красочно рисовали неприглядную сторону английского общества. "Приключения Оливера Твиста" - история сироты, попавшего в трущобы Лондона. Мальчик встречает на своём пути низость и благородство, людей преступных и добропорядочных. Жестокая судьба отступает перед его искренним стремлением к честной жизни. На страницах романа запечатлены картины жизни и общества Англии 19 века во всем их живом великолепии и разнообразии. В этом романе Ч. Диккенс выступает, как гуманист, утверждая силу добра в человеке. Писатель изобразил в своем романе широкую социальную картину, затрагивая проблему работных домов и показывая в противовес жизнь богатеньких буржуа.
С ростом благосостояния и литературной известности укреплялось и положение Диккенса в обществе. В 1837 г. он был избран членом клуба "Гаррик", в июне 1838 г. — членом знаменитого клуба "Атенеум".
В 1939 г. печатает "Лавку древностей" и "Барнаби Радж".
В январе 1842 г. супруги Диккенс отплыли в Бостон, где многолюдная восторженная встреча положила начало триумфальной поездке писателя через Новую Англию в Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон и дальше —- вплоть до Сент-Луиса.
После путешествия в Америку, где публика встретила Диккенса с не меньшим энтузиазмом, чем англичане, Диккенс пишет своего "Мартина Чезльвита" (1843). Кроме незабываемых образов Пекснифа и миссис Гамп, роман этот замечателен пародией на американцев. Многое в молодой капиталистической стране показалось Диккенсу сумасбродным, фантастическим, беспорядочным, и он не постеснялся сказать янки много правды о них. Ещё в конце пребывания Диккенса в Америке он позволял себе "бестактности", весьма омрачившие отношение к нему американцев. Роман же его вызвал бурные протесты со стороны заокеанской публики.
Культ уюта, комфорта, красивых традиционных церемоний и обычаев, культ семьи, как бы воплотившись в гимн Рождеству, этому празднику праздников, с изумительной, волнующей силой был выражен в его "Рождественских рассказах" — в 1843 вышел "Рождественский гимн", ставшая одним из самым популярных и читаемых рассказов об этом волшебном празднике, за которым последовали "Колокола", "Сверчок на печи", "Битва жизни", "Одержимый". Кривить душой Ч. Диккенсу здесь не приходилось: он сам принадлежал к числу восторженнейших поклонников этого зимнего праздника, во время которого домашний камелёк, дорогие лица, торжественные блюда и вкусные напитки создавали какую-то идиллию среди снегов и ветров беспощадной зимы. Цикл "рождественских повестей", наиболее последовательно воплотил приверженность писателя незыблемым ценностям частной жизни — в противовес иллюзорным или эфемерным обретениям, которые приносит погоня за богатством и престижем.
В 1848 году публикуется роман "Домби и сын", называемый самым лучшим в творчестве писателя. Очень мало романов в мировой литературе, которые по богатству красок и разнообразию тона могут быть поставлены наряду с "Домби и сыном", и среди этих романов надо поместить и некоторые позднейшие произведения самого Ч. Диккенса. Как мелкобуржуазные персонажи, так и бедные созданы им с великой любовью. Все эти люди почти сплошь чудаки. Но это чудачество, заставляющее читателя смеяться, делает их ещё ближе и милее. Правда, этот дружелюбный, ласковый смех заставляет не замечать их узости, ограниченности, тяжёлых условий, в которых им приходится жить; но уж таков Диккенс. Надо сказать однако, что когда он обращает свои громы против угнетателей, против чванного негоцианта Домби, против негодяев, вроде его старшего приказчика Каркера, он находит столь громящие слова негодования, что они действительно граничат порой с революционным пафосом.
В 1849 г. Диккенс приступил к роману "Дэвид Копперфильд", который с самого начала имел огромный успех. В некоторой степени роман автобиографичен. Автор привносит в произведение дух протеста против капиталистической Англии, старых устоев морали.
В 1850 г. он начал издавать еженедельник ценою в два пенса — "Домашнее чтение". В конце 1850 г. Диккенс совместно с Булвер-Литтоном основали Гильдию литературы и искусства для помощи нуждающимся литераторам. К этому времени у Ч. Диккенса было восемь детей (один умер в младенчестве), а еще один, последний ребенок, должен был вот-вот родиться. В конце 1851 г. семья писателя переехала в дом на Тэвисток-сквер, и он начал работу над "Холодным домом".
Годы неустанного труда Ч. Диккенса омрачались растущим осознанием неудачи его брака. Во время занятий театром писатель полюбил молодую актрису Эллен Тернан. Несмотря на клятвы мужа в верности, Кэтрин покинула его дом. В мае 1858 г., после развода, Чарлз-младший остался с матерью а остальные дети —с отцом. Прекратив выпускать "Домашнее чтение", он весьма успешно начал издавать новый еженедельник "Круглый год".
Чарльз Диккенс в последние годы писал исключительно социальные романы. "Тяжелые времена", где изложил свои сомнения относительно будущего своей страны, который является самым сильным литературно-художественным ударом по капитализму. По-своему грандиозная и жуткая фигура Боундерби написана с подлинной ненавистью.
Конец литературной деятельности Ч. Диккенса ознаменовался ещё целым рядом превосходных произведений. Роман "Крошка Доррит" (1855—1857) сменяется знаменитой "Повестью о двух городах" (1859), историческим романом, посвящённым французской революции. Автор отшатнулся от неё, как от безумия. Это было вполне в духе всего его мировоззрения, и, тем не менее, ему удалось создать по-своему бессмертную книгу.
К этому же времени относятся "Большие надежды" (1860) — автобиографический роман. Герой его — Пип — мечется между стремлением сохранить мещанский уют, остаться верным своему середняцкому положению и стремлением вверх к блеску, роскоши и богатству. По первоначальному плану роман должен был кончиться плачевно, в то время как писатель всегда избегал тяжёлых концов для своих произведений и по собственному добродушию, и зная вкусы своей публики. По тем же соображениям он не решился окончить "Большие надежды" полным их крушением. Но весь замысел романа ясно ведёт к такому концу.
Роман "Наш общий друг", последнее законченное произведение писателя, привлекает своей многоплановостью, в нем Ч. Диккенс отдыхает от социальных тем. И именно здесь меняется его манера письма. Она продолжает трансформироваться и в следующих произведениях автора, к сожалению, не законченных.
Здоровье писателя ухудшалось. Несколько оправившись, Ч. Диккенс начал писать детективный роман "Тайна Эдвина Друда", который был написан лишь до половины. 9 июня 1870 г. Ч. Диккенс умер. На закрытой церемонии, состоявшейся 14 июня, тело его было погребено в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства.
Чарльз Диккенс родился в 1812 году в Лэндпорте вблизи Портсмута. Его родителями были Джон и Элизабет Диккенс. Чарльз был вторым по счету ребенком из восьми детей в семье чиновника военно-морской базы Королевского флота морского ведомства. В 1815 году его перевели в Лондон, куда он переехал со всей семьей. Однако прожили в столице они недолго. Уже через два года их ждал Чатем.
Из-за излишних затрат, несоответствующих достатку семьи, Джон Диккенс в 1824 году попал в долговую тюрьму, где по выходным дням к нему присоединялись жена и дети. Ему несказанно повезло, поскольку через несколько месяцев он получил наследство и смог выплатить долги. Джону была присвоена пенсия в Адмиралтействе и, кроме того, жалование репортера, которым он подрабатывал в одной из газет.
Чарльз Диккенс учился в школе в Чатеме. Из-за отца ему рано пришлось выйти на работу. Это была фабрика по производству ваксы, где мальчику платили по шесть шиллингов за рабочую неделю. После выхода отца из тюрьмы Чарльз остался на своей службе по настоянию матери. Кроме того, он начал посещать Веллингтонскую академию, которую окончил в 1827 году.
В мае того же года Чарльз Диккенс устроился младшим клерком в адвокатскую контору, а через полтора года, порядком освоив стенографию, стал работать свободным репортером. В 1830 году его пригласили в "Монинг Хроникал". Благодаря своему таланту и неравнодушному отношению к проблемам современности он в кратчайшие сроки был замечен публикой и стал одним из популярнейших авторов. Его заметки привлекали внимание многих. В 1836 году были напечатаны первые литературные опыты писателя - нравоописательные "Очерки Боза". В основном он писал о мелкой буржуазии, ее интересах и положении дел, рисовал литературные портреты лондонцев и психологические зарисовки.
В январе 1835 г. Дж. Хогарт, издатель "Ивнинг хроникл", попросил Диккенса написать ряд очерков о городской жизни. Ранней весной того же года молодой писатель обручился с Кэтрин Хогарт. 2 апреля 1836г. был издан первый выпуск "Пиквикского клуба". Вначале отклики были прохладными, да и продажа не сулила больших надежд. Однако число читателей росло; к концу издания "Посмертных записок Пиквикского клуба" каждый выпуск расходился в количестве 40 тысяч экземпляров.
В этой книге Чарльз Диккенс показывает старую Англию с различных сторон. В центре внимания - добродушный чудак мистер Пиквик, имя которого стало в итоге нарицательным. Члены клуба путешествуют по Англии и наблюдают за темпераментами разных людей, сами зачастую попадая в смешные и нелепые ситуации. Роман произвел невероятный фурор. Именами героев тут же стали называть собак, давать прозвища, носить такие шляпы и зонты, как у Пиквика. Роман "Посмертные записки Пиквикского клуба" принес двадцатипятилетнему писателю настоящую славу.
Через несколько лет писатель выступил уже в амплуа серьезного автора, изобличающего пороки общества. Его произведения "Приключения Николаса Никльби" и в особенности "Приключения Оливера Твиста" ярко и красочно рисовали неприглядную сторону английского общества. "Приключения Оливера Твиста" - история сироты, попавшего в трущобы Лондона. Мальчик встречает на своём пути низость и благородство, людей преступных и добропорядочных. Жестокая судьба отступает перед его искренним стремлением к честной жизни. На страницах романа запечатлены картины жизни и общества Англии 19 века во всем их живом великолепии и разнообразии. В этом романе Ч. Диккенс выступает, как гуманист, утверждая силу добра в человеке. Писатель изобразил в своем романе широкую социальную картину, затрагивая проблему работных домов и показывая в противовес жизнь богатеньких буржуа.
С ростом благосостояния и литературной известности укреплялось и положение Диккенса в обществе. В 1837 г. он был избран членом клуба "Гаррик", в июне 1838 г. — членом знаменитого клуба "Атенеум".
В 1939 г. печатает "Лавку древностей" и "Барнаби Радж".
В январе 1842 г. супруги Диккенс отплыли в Бостон, где многолюдная восторженная встреча положила начало триумфальной поездке писателя через Новую Англию в Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон и дальше —- вплоть до Сент-Луиса.
После путешествия в Америку, где публика встретила Диккенса с не меньшим энтузиазмом, чем англичане, Диккенс пишет своего "Мартина Чезльвита" (1843). Кроме незабываемых образов Пекснифа и миссис Гамп, роман этот замечателен пародией на американцев. Многое в молодой капиталистической стране показалось Диккенсу сумасбродным, фантастическим, беспорядочным, и он не постеснялся сказать янки много правды о них. Ещё в конце пребывания Диккенса в Америке он позволял себе "бестактности", весьма омрачившие отношение к нему американцев. Роман же его вызвал бурные протесты со стороны заокеанской публики.
Культ уюта, комфорта, красивых традиционных церемоний и обычаев, культ семьи, как бы воплотившись в гимн Рождеству, этому празднику праздников, с изумительной, волнующей силой был выражен в его "Рождественских рассказах" — в 1843 вышел "Рождественский гимн", ставшая одним из самым популярных и читаемых рассказов об этом волшебном празднике, за которым последовали "Колокола", "Сверчок на печи", "Битва жизни", "Одержимый". Кривить душой Ч. Диккенсу здесь не приходилось: он сам принадлежал к числу восторженнейших поклонников этого зимнего праздника, во время которого домашний камелёк, дорогие лица, торжественные блюда и вкусные напитки создавали какую-то идиллию среди снегов и ветров беспощадной зимы. Цикл "рождественских повестей", наиболее последовательно воплотил приверженность писателя незыблемым ценностям частной жизни — в противовес иллюзорным или эфемерным обретениям, которые приносит погоня за богатством и престижем.
В 1848 году публикуется роман "Домби и сын", называемый самым лучшим в творчестве писателя. Очень мало романов в мировой литературе, которые по богатству красок и разнообразию тона могут быть поставлены наряду с "Домби и сыном", и среди этих романов надо поместить и некоторые позднейшие произведения самого Ч. Диккенса. Как мелкобуржуазные персонажи, так и бедные созданы им с великой любовью. Все эти люди почти сплошь чудаки. Но это чудачество, заставляющее читателя смеяться, делает их ещё ближе и милее. Правда, этот дружелюбный, ласковый смех заставляет не замечать их узости, ограниченности, тяжёлых условий, в которых им приходится жить; но уж таков Диккенс. Надо сказать однако, что когда он обращает свои громы против угнетателей, против чванного негоцианта Домби, против негодяев, вроде его старшего приказчика Каркера, он находит столь громящие слова негодования, что они действительно граничат порой с революционным пафосом.
В 1849 г. Диккенс приступил к роману "Дэвид Копперфильд", который с самого начала имел огромный успех. В некоторой степени роман автобиографичен. Автор привносит в произведение дух протеста против капиталистической Англии, старых устоев морали.
В 1850 г. он начал издавать еженедельник ценою в два пенса — "Домашнее чтение". В конце 1850 г. Диккенс совместно с Булвер-Литтоном основали Гильдию литературы и искусства для помощи нуждающимся литераторам. К этому времени у Ч. Диккенса было восемь детей (один умер в младенчестве), а еще один, последний ребенок, должен был вот-вот родиться. В конце 1851 г. семья писателя переехала в дом на Тэвисток-сквер, и он начал работу над "Холодным домом".
Годы неустанного труда Ч. Диккенса омрачались растущим осознанием неудачи его брака. Во время занятий театром писатель полюбил молодую актрису Эллен Тернан. Несмотря на клятвы мужа в верности, Кэтрин покинула его дом. В мае 1858 г., после развода, Чарлз-младший остался с матерью а остальные дети —с отцом. Прекратив выпускать "Домашнее чтение", он весьма успешно начал издавать новый еженедельник "Круглый год".
Чарльз Диккенс в последние годы писал исключительно социальные романы. "Тяжелые времена", где изложил свои сомнения относительно будущего своей страны, который является самым сильным литературно-художественным ударом по капитализму. По-своему грандиозная и жуткая фигура Боундерби написана с подлинной ненавистью.
Конец литературной деятельности Ч. Диккенса ознаменовался ещё целым рядом превосходных произведений. Роман "Крошка Доррит" (1855—1857) сменяется знаменитой "Повестью о двух городах" (1859), историческим романом, посвящённым французской революции. Автор отшатнулся от неё, как от безумия. Это было вполне в духе всего его мировоззрения, и, тем не менее, ему удалось создать по-своему бессмертную книгу.
К этому же времени относятся "Большие надежды" (1860) — автобиографический роман. Герой его — Пип — мечется между стремлением сохранить мещанский уют, остаться верным своему середняцкому положению и стремлением вверх к блеску, роскоши и богатству. По первоначальному плану роман должен был кончиться плачевно, в то время как писатель всегда избегал тяжёлых концов для своих произведений и по собственному добродушию, и зная вкусы своей публики. По тем же соображениям он не решился окончить "Большие надежды" полным их крушением. Но весь замысел романа ясно ведёт к такому концу.
Роман "Наш общий друг", последнее законченное произведение писателя, привлекает своей многоплановостью, в нем Ч. Диккенс отдыхает от социальных тем. И именно здесь меняется его манера письма. Она продолжает трансформироваться и в следующих произведениях автора, к сожалению, не законченных.
Здоровье писателя ухудшалось. Несколько оправившись, Ч. Диккенс начал писать детективный роман "Тайна Эдвина Друда", который был написан лишь до половины. 9 июня 1870 г. Ч. Диккенс умер. На закрытой церемонии, состоявшейся 14 июня, тело его было погребено в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства.
Последнее редактирование: