Только не пугайтесь, это будет не настоящий лагерный пункт, а почти как настоящий – историко- мемориальный комплекс, пока еще условно называемый «ГУЛАГ-501». Местный ландшафт надежно укроет воссозданный аналог зоны в двух километрах от Салехарда. Но особо любопытствующие туристы и те, кто настаивают на исторической справедливости, смогут понять, что там на самом деле было, при строительстве «мертвой дороги» и других «социалистических стройках».
Была свидетелем переломного момента, когда губернатор Ямала встречался с представителями регионального географического общества в МВК Шемановского. Он тогда только приехал с инспекции строящейся трассы «Салехард – Надым», и там ему дорожные строители между делом показали гниющие лагеря, где в барак уже не зайти без того, чтобы падающей балкой по голове не шарахнуло. «Хочу узнать, вам это надо – восстанавливать, или обойдемся? – поставил вопрос ребром перед музейщиками Дмитрий Кобылкин. – Если вы, судя по всему, останетесь без этого наследия, то просто начнем водить экскурсии подростков в Харпскую колонию. Чтобы зареклись законы нарушать. Дешево и сердито».
Музейщики заверили, что поползновения по поводу воссоздания исторической правды ведутся давно, не хватало политической воли... Не прошло и двух лет, как на суд ямальского правительства явился многотомный проект, сопровожденный кинчиком 3Д и авторскими комментариями. Их представил известный надымский историк Вадим Гриценко. Исследования он вел не два года, а с тех пор, пока живы были многие строители «мертвой дороги». Он встретился со всеми, кого нашел, прошел по шпалам неоднократно, часть своей единственной жизни провел в архивах.
Вадим Николаевич пояснил, что проект комплекса представляет реконструкцию типичного сталинского лагпункта, со штатным набором сооружений в периметре зоны, где содержались заключенные, вблизи от помещений для вольнонаемных, офицеров, конюшни, собачьего питомника, овощехранилища, дизельной электростанции. Кроме того, в непосредственной близости к этому комплексу предполагается строительство здания музея с тремя экспозиционными залами. В итоге будет воссоздан локальный участок железной дороги длиной два километра, по насыпи, возведенной во времена 501-й стройки. Она начнется у мемориального паровоза, возле объездной дороги в салехардский аэропорт и окончится непосредственно перед историко-мемориальным комплексом. С другого края подойдет участок автомобильной дороги длиной 400 метров. Из города и с дороги в аэропорт ничего видно не будет.
«Памятник, восстанавливающий историческую справедливость, отсекающий все домыслы и слухи, ждет мировая известность, – уверен Вадим Гриценко. – Россия социалистическая, когда массу строек возвели силами заключенных, была страной лагерей. Этот проект призван отразить не только картину отдельно взятого лагерного пункта, но и всю историю большевистской экономики».
По его замыслам, это будет точная копия лагпункта. При его воссоздании применят два основных метода. Во-первых, реставрацию. Перенесут подлинные столбы-ограждения с колючей проволокой тех времен. На примете есть три штрафных изолятора в зонах, один из которых будет перемещен на место комплекса. Подлинными свидетелями прошлого выступят и нары, на которых спали былые заключенные, огромные чугунные емкости для горячей воды в банях и другие, более мелкие элементы. Но, во-вторых, 85 процентов займут новоделы. Это оправдывается тем, что все российские лагерные бараки, от Колымы до Воркуты были оштукатурены и побелены. Поэтому нет смысла брать гнилой материал, который все равно придется освежать. Визуально мемориал, конечно, не будет выглядеть гламурно – даже новое дерево специальным методом состарят. Необходимо уточнить, что исторически в том месте, где будет комплекс, раньше лагпункта не было – только железная дорога. Кстати, пока еще можно собрать экспозицию внушительного набора рельс - в ямальской тундре представлены образцы, начиная с 1879 года: не только российские, но и чешские, немецкие, австрийские, американские – более 30 видов разных стран и времен.
С точки зрения автора проекта, музей должен отразить, во-первых, не только «501-503», но и всю эпопею транспортного строительства на территории Ямала, начиная с пароходства девятнадцатого века и до 501-й стройки. Во-вторых, там должна быть представлена эпоха 30-50 годов прошлого века – организация экономики социализма-большевизма, колхозно-рыбозаводская система. Третий зал, по мнению Гриценко, можно посвятить и постепенно дополнять отражением современных процессов. «Сейчас идет строительство автодороги, развитие железнодорожного сообщения, впереди – строительство мостов, – напоминает Гриценко. – Губернатор настаивает, что Ямалу необходимо строить мост через Обь, хоть это и дорогостоящий проект».
Мы вроде бы отвлеклись от темы заключенных. «Это замысел не только музея, восстанавливающего атмосферу лагеря, но и отражение истории большевистской экономики, – делится планами Вадим Николаевич. – А то обычно журналисты подходят узко: здесь была зона, и сидели заключенные. Это, безусловно, будет и памятник труду «сидельцев», их вкладу в развитие нашей экономики». На вопрос, а нельзя ли более толково использовать тех, кто отбывает наказание сейчас, ученый ответил, что у него нет желания и наклонности заняться этой темой.
Его воображение работает в направлении воссоздания былого. Например, вышки. Они будут настоящими, с элементами реставрации, деревянные сооружения перенесут из других пунктов. На них установят восковые фигуры охранников.
Здесь огромное поле для воображения. Аудитория, с которой ученый после заседания в правительстве делился замыслами, тут же ответила множеством идей, вплоть до того, что для укрепления достоверности нужно запретить туристам пользоваться репеллентами – пусть мажутся дегтем, как бывало в прошлом. Не говоря уже о том, что в бараках нужно накидать побольше старых тряпок, воздух – это первое, что воздействует на человека.
«Проект развенчает множество мифов, – утверждает Гриценко. – Например, то, что под каждой шпалой лежит скелет зека. Документально доказано, что не было такой массовой гибели строителей «мертвой дороги». Но очевидцы, пока были живы, сообщали, что очень жестоко подавлялись попытки побегов. Поэтому возле вахты уместно будет положить пару-тройку восковых манекенов – потенциальных беглецов устрашали видом застреленных при попытках побега.
«А на фига нам такого рода всемирная известность? – спрашиваю сама себя и себе же отвечаю: – Это наша история. В истории государства российского, как и других государств, много периодов, которые лучше забыть как страшный сон. Но если этих периодов так много, то лучше извлечь из них уроки. И держать перед глазами. А между делом развивать туризм и прочие полезные дела. Не секрет, что многие из нас, по всему свету, после работы смотрят ужастики и исторические фильмы. В большинстве из них – happy end».
http://yamal-blogs.ru/razgovorilis/vozle-salekharda-poyavitsya-lagpunkt.html
Была свидетелем переломного момента, когда губернатор Ямала встречался с представителями регионального географического общества в МВК Шемановского. Он тогда только приехал с инспекции строящейся трассы «Салехард – Надым», и там ему дорожные строители между делом показали гниющие лагеря, где в барак уже не зайти без того, чтобы падающей балкой по голове не шарахнуло. «Хочу узнать, вам это надо – восстанавливать, или обойдемся? – поставил вопрос ребром перед музейщиками Дмитрий Кобылкин. – Если вы, судя по всему, останетесь без этого наследия, то просто начнем водить экскурсии подростков в Харпскую колонию. Чтобы зареклись законы нарушать. Дешево и сердито».
Музейщики заверили, что поползновения по поводу воссоздания исторической правды ведутся давно, не хватало политической воли... Не прошло и двух лет, как на суд ямальского правительства явился многотомный проект, сопровожденный кинчиком 3Д и авторскими комментариями. Их представил известный надымский историк Вадим Гриценко. Исследования он вел не два года, а с тех пор, пока живы были многие строители «мертвой дороги». Он встретился со всеми, кого нашел, прошел по шпалам неоднократно, часть своей единственной жизни провел в архивах.
Вадим Николаевич пояснил, что проект комплекса представляет реконструкцию типичного сталинского лагпункта, со штатным набором сооружений в периметре зоны, где содержались заключенные, вблизи от помещений для вольнонаемных, офицеров, конюшни, собачьего питомника, овощехранилища, дизельной электростанции. Кроме того, в непосредственной близости к этому комплексу предполагается строительство здания музея с тремя экспозиционными залами. В итоге будет воссоздан локальный участок железной дороги длиной два километра, по насыпи, возведенной во времена 501-й стройки. Она начнется у мемориального паровоза, возле объездной дороги в салехардский аэропорт и окончится непосредственно перед историко-мемориальным комплексом. С другого края подойдет участок автомобильной дороги длиной 400 метров. Из города и с дороги в аэропорт ничего видно не будет.
«Памятник, восстанавливающий историческую справедливость, отсекающий все домыслы и слухи, ждет мировая известность, – уверен Вадим Гриценко. – Россия социалистическая, когда массу строек возвели силами заключенных, была страной лагерей. Этот проект призван отразить не только картину отдельно взятого лагерного пункта, но и всю историю большевистской экономики».
По его замыслам, это будет точная копия лагпункта. При его воссоздании применят два основных метода. Во-первых, реставрацию. Перенесут подлинные столбы-ограждения с колючей проволокой тех времен. На примете есть три штрафных изолятора в зонах, один из которых будет перемещен на место комплекса. Подлинными свидетелями прошлого выступят и нары, на которых спали былые заключенные, огромные чугунные емкости для горячей воды в банях и другие, более мелкие элементы. Но, во-вторых, 85 процентов займут новоделы. Это оправдывается тем, что все российские лагерные бараки, от Колымы до Воркуты были оштукатурены и побелены. Поэтому нет смысла брать гнилой материал, который все равно придется освежать. Визуально мемориал, конечно, не будет выглядеть гламурно – даже новое дерево специальным методом состарят. Необходимо уточнить, что исторически в том месте, где будет комплекс, раньше лагпункта не было – только железная дорога. Кстати, пока еще можно собрать экспозицию внушительного набора рельс - в ямальской тундре представлены образцы, начиная с 1879 года: не только российские, но и чешские, немецкие, австрийские, американские – более 30 видов разных стран и времен.
С точки зрения автора проекта, музей должен отразить, во-первых, не только «501-503», но и всю эпопею транспортного строительства на территории Ямала, начиная с пароходства девятнадцатого века и до 501-й стройки. Во-вторых, там должна быть представлена эпоха 30-50 годов прошлого века – организация экономики социализма-большевизма, колхозно-рыбозаводская система. Третий зал, по мнению Гриценко, можно посвятить и постепенно дополнять отражением современных процессов. «Сейчас идет строительство автодороги, развитие железнодорожного сообщения, впереди – строительство мостов, – напоминает Гриценко. – Губернатор настаивает, что Ямалу необходимо строить мост через Обь, хоть это и дорогостоящий проект».
Мы вроде бы отвлеклись от темы заключенных. «Это замысел не только музея, восстанавливающего атмосферу лагеря, но и отражение истории большевистской экономики, – делится планами Вадим Николаевич. – А то обычно журналисты подходят узко: здесь была зона, и сидели заключенные. Это, безусловно, будет и памятник труду «сидельцев», их вкладу в развитие нашей экономики». На вопрос, а нельзя ли более толково использовать тех, кто отбывает наказание сейчас, ученый ответил, что у него нет желания и наклонности заняться этой темой.
Его воображение работает в направлении воссоздания былого. Например, вышки. Они будут настоящими, с элементами реставрации, деревянные сооружения перенесут из других пунктов. На них установят восковые фигуры охранников.
Здесь огромное поле для воображения. Аудитория, с которой ученый после заседания в правительстве делился замыслами, тут же ответила множеством идей, вплоть до того, что для укрепления достоверности нужно запретить туристам пользоваться репеллентами – пусть мажутся дегтем, как бывало в прошлом. Не говоря уже о том, что в бараках нужно накидать побольше старых тряпок, воздух – это первое, что воздействует на человека.
«Проект развенчает множество мифов, – утверждает Гриценко. – Например, то, что под каждой шпалой лежит скелет зека. Документально доказано, что не было такой массовой гибели строителей «мертвой дороги». Но очевидцы, пока были живы, сообщали, что очень жестоко подавлялись попытки побегов. Поэтому возле вахты уместно будет положить пару-тройку восковых манекенов – потенциальных беглецов устрашали видом застреленных при попытках побега.
«А на фига нам такого рода всемирная известность? – спрашиваю сама себя и себе же отвечаю: – Это наша история. В истории государства российского, как и других государств, много периодов, которые лучше забыть как страшный сон. Но если этих периодов так много, то лучше извлечь из них уроки. И держать перед глазами. А между делом развивать туризм и прочие полезные дела. Не секрет, что многие из нас, по всему свету, после работы смотрят ужастики и исторические фильмы. В большинстве из них – happy end».
http://yamal-blogs.ru/razgovorilis/vozle-salekharda-poyavitsya-lagpunkt.html