КАКИЕ БЫВАЮТ РЕАГЕНТЫ
В Москве используют пять разных видов противогололедных материалов.
«КР2тв» - им посыпают только тротуары. В состав входит пищевая соль, мраморная крошка и соль муравьиной кислоты (экологичный материал, не вредит природе).
- Соль и муравьиная кислота нужны, чтобы плавить снежную кашу, - рассказал «КП» замруководителя Департамента ЖКХ Москвы Владимир Ефимов. - Крошка потом создает шершавый белый слой на асфальте. Мы специально используем в городе мягкий мраморный щебень — раньше был твердый гранитный, но он застревал в эскалаторах метро и портил механизмы.
«ХКНж» - жидкий реагент для улиц. На 5-6% состоит из пищевой соли, на 22-23% из хлористого кальция (натуральный материал, который быстро плавит снег), остальное — вода.
- За два часа до снегопада мы обрабатываем все дороги Москвы жидким реагентом, - поясняет Ефимов. - Он не позволяет снегу прилипнуть к асфальту. Если выпадает больше 5 сантиметров осадков, подметаем и поливаем дороги еще раз. Состав работает при температуре до минус семи градусов, дальше начинает замерзать. В сильные холода мы комбинируем жидкие и твердые реагенты. Пользоваться одними твердыми реагентами практичеки нельзя — в сухую погоду их просто сдует.
«ХКНтв» - твердый реагент для обычных улиц. На 80% состоит из пищевой соли и на 20% из хлористого кальция.
- Хлористый кальций всем хорош, только он «работает» максимум три часа, а потом начинает замерзать, - говорит Ефимов. - Поэтому мы используем еще и обычную соль — она «включается» после первого компонента и «работает» много часов.
Реагент можно использовать, пока температура не опустится ниже минус 15 градусов.
«МРтв» - твердый реагент для скоростных магистралей. На две трети состоит из пищевой соли, остальное: соль муравьиной кислоты, хлористый кальций и хлористый калий (это вообще удобрение для почвы).
- Дорогой, но эффективный и экологичный реагент, - рассказал Ефимов. - Его обычно используют на дорогах типа МКАД и ТТК. Там надо растопить снег и лед как можно быстрее. Работает при самых низких температурах.
«МРКтв» - твердый реагент для скоростных магистралей с озеленением. Самый дорогой из тех, что используют в Москве. Состав похож на «МРтв», только здесь в два раза больше экологичного хлористого калия.
- Мы используем этот материал на дорогах, проходящих через зеленые зоны, - комментирует Ефимов. - Он самый безопасный для растений и почвы. Увы, реагент на треть дороже, чем другие составы. Использовать его по всему городу слишком дорого.
Соль, песок — применялись в городе с 19 века до 2001 года. Самые дешевые реагенты. К сожалению, недостатки перевешивают их пользу.
Чистая соль быстро отравляет почву. Раньше за сезон на 1 кв. метр асфальта высыпали 3 кило соли. Большая часть ее потом оказывалась на земле.
- В сухую погоду соль выступала кристаллами на дороге и превращалась в пыль, - объясняет Ефимов. - Весь воздух оказывался в ней. Кроме этого, соль оседала на троллейбусных проводах, разъедая их.
Песок самый экологичный. Но он моментально забивает все водостоки. Сейчас песок используют только на междугородних трассах.