Сейчас очень много говорится о коррупции. О том, какая это язва на теле общества, как она нам всем мешает, и все такое прочее. Составляются грозные объемистые документы наподобие Национальной стратегии противодействия коррупции и национального же двухлетнего плана, в правительстве и Госдуме создаются всевозможные комиссии и комитеты, в прессе и на телевидении серьезные аналитики и уполномоченные лица до хрипоты спорят, с какой стороны лучше подойти к этому Гордиеву узлу и как бы, половчее его распутать.
Смысловое наполнение данных дискуссий бывает самым различным – от туманных рассуждений о необходимости общественного порицания коррупции как явления до сравнительного анализа эффективности различных методов борьбы с ней. Однако, при всем различии подходов к проблеме, трудно не заметить один момент: практически полную индифферентность населения в отношении к данной проблемы. Почему так происходит? Ведь по данным опроса Левада-центра, проведенного 10-14 июня 2006 г., более половины россиян считают коррупцию главным фактором, препятствующих подъему российской экономики. Также вряд ли кто-то будет спорить, что в настоящее время коррупцией охвачены практически все сферы общественной, политической и деловой жизни нашей страны. Почему же, несмотря на столь громко заявленные и столь широко освещаемые в СМИ глобальные меры по борьбе с коррупцией, и очевидную актуальность темы для подавляющего большинства россиян, результаты крестового похода против коррупции никого не интересуют?
На самом деле, в ответе на этот вопрос и заключается объяснение низкой эффективности борьбы с коррупцией: в эту борьбу элементарно никто не верит. Это недоверие пронизывает, если можно так выразиться, обе стороны баррикад: со своей стороны, люди убеждены в своей беззащитности, а чиновники, со своей - в безнаказанности.
Убежденность в своей безнаказанности порой доходит до того, что чиновники даже не дают себе особого труда скрывать свою коррумпированность. Примеров подобных случаев коррупции при желании можно привести массу, независимо от географии и сфер жизни общества. Для этого достаточно иметь минимальные навыки обработки и анализа информации, и доступ в Интернет.
Все вышесказанное касается и Ямало-Ненецкого округа. Благо, деятельность органов исполнительной власти округа освещается в СМИ достаточно широко. С одной стороны, это замечательно: доступ к информации широких слоев населения затрудняет продажным и просто недобросовестным чиновникам злоупотребление своим положением. С другой -как говорится, «многие знания - многие печали»: алчность и нечистоплотность чиновников становятся видны невооруженным глазом, в то время как неотвратимость возмездия остается под большим вопросом.
Чтобы не быть голословным, проиллюстрирую вышеизложенные тезисы на конкретном примере, используя информацию, находящуюся на открытом доступе.
3 марта сего года Департаментом по охране, воспроизводству и регулированию использования биоресурсов ЯНАО, был проведен конкурс на право пользования объектами животного мира на участке «Среднеполуйский» Приуральского района. Беспристрастная и объективная комиссия, возглавляемая директором департамента господином Тибайкиным В.В., рассмотрела поступившие заявки в количестве двух штук, и вынесла однозначное решение: предоставить указанный участок в пользование НО «Фонд биоресурсов Ямала».
Конечно, результат конкурса не устроил второго участника. Но ведь это жизнь, верно? Если кто-то выигрывает, то кто-то обязательно проигрывает, и надо принять поражение в соответствии с принципами честной борьбы, соблюдая олимпийское спокойствие и надеясь на будущие победы. Однако проблема заключалась в том, что второй участник конкурса далеко не был убежден в честности той самой борьбы, и, вместо того, чтобы соблюдать олимпийское спокойствие, послал запрос в прокуратуру.
Прокуратура сработала как положено, и результаты конкурса аннулировала. Как выяснилось, при проведении конкурса участники не были извещены о необходимости наличия в собранном ими пакете конкурсной документации положенных по законодательству учредительных документов.
Ну и что, скажете вы? Бывает, недоглядели. В остальном-то комиссия была объективной и беспристрастной, скрупулезно рассматривая заявки участников! Ну, добавить эти никому особо не интересные учредительные документы к пакету других бумаг, прилагаемых к заявкам участников. Какие проблемы?
А проблемы-то, как выяснилось, на самом деле есть. И учредительные документы представляют-таки немалый интерес с точки зрения соблюдения законодательства. Потому что если бы эти документы были представлены на конкурс, выяснились бы очень любопытные факты. Например, стало бы известно, что директором НО «Фонд биоресурсов Ямала», столь убедительно и безоговорочно победившего в конкурсе, является никто иной, как директор Департамента и председатель конкурсной комиссии, господин Тибайкин В.В.. И, кстати, заместитель председателя конкурсной комиссии, г-н Климов Ю.П., по столь же удивительному стечению обстоятельств, является участником все той же некоммерческой организации «Фонд биоресурсов Ямала».
Интересный случай забывчивости, не правда ли?
В итоге председатель конкурсной комиссии г-н Тибайкин В.В. в торжественной обстановке, под звуки фанфар объявляет о победе в конкурсе НО «Фонд биоресурсов Ямала», и лично поздравляет ее руководителя. То есть господина Тибайкина В.В. А рядом столь же тепло обнимаются и пожимают друг другу руки заместитель председателя комиссии г-н Климов Ю.П. и участник НО «Фонд биоресурсов Ямала» г-н Климов Ю.П. Честная борьба, убедительная победа.
А если серьезно, то возникает вопрос: как такое вообще могло произойти? Как руководитель столь высокого ранга, как директор департамента окружной администрации, столь явно и недвусмысленно плюет и на закон (практически в открытую нарушая сразу три федеральных закона, «О защите конкуренции», «О животном мире» и "О размещении государственного заказа"), и на президента Российской Федерации вместе с его Национальной стратегией и национальным же Планом по противодействию коррупции (злоупотребляя своим служебным положением в личных корыстных целях), и на всех своих сограждан в лице тех, кто наблюдает все это безобразие?
Ответ очень прост. Г-н Тибайкин В.В. просто не верит в то, что нарушение закона может грозить ему неприятностями. Не верит он в стратегии и планы. И в комитеты с комиссиями - тоже. А верит он в свою неподсудность и безнаказанность. А во что верите ВЫ?