Борис Черток. Последний из Великих.

4 Июн 2009
17,551
3
38
#1
В Москве умер советский и российский ученый-конструктор, один из ближайших соратников Сергея Королева, академик РАН Борис Черток. Одному из пионеров космонавтики не хватило всего нескольких месяцев, чтобы отпраздновать свое 100-летие.
Б.Черток родился 1 марта 1912г. в польском городе Лодзь, который тогда находился на территории Российской империи, в еврейской семье. В 1930г. он был принят на работу электромонтером на авиационный завод №22 в Москве, выпускавший тяжелые бомбардировщики.
В 1940г. Б.Черток окончил Московский энергетический институт, затем работал на заводах под руководством конструкторов Виктора Болховитинова и Якова Бибикова. Будущий ученый принял участие в Великой Отечественной войне, и 2 мая 1945г. расписался на Рейхстаге.
В советской оккупационной зоне на территории Германии Б.Черток организовал институт "Рабе", который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946г. был создан новый институт – "Нордхаузен", главным директором которого был назначен С.Королев.
Вся научно-инженерная деятельность Б.Чертока с 1946г. связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Он создал школу, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов.
Б.Черток был Героем Социалистического труда, действительным членом Российской академии наук и Международной академии космонавтики. Он был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, орденом Октябрьской революции, орденом Трудового Красного знамени, орденом Красной звезды и медалью "За заслуги в освоении космоса".
Б.Черток написал более 200 научных трудов, в том числе ряд монографий, большинство из которых многие годы были засекречены. В 1994-1999 годах ученый написал историческую серию из четырех монографий "Ракеты и люди".

Читать полностью: http://top.rbc.ru/society/14/12/2011/629784.shtml?autoplay
 
31 Май 2009
13,731
0
36
87
#2
Для колонизации Луны необходима новая экономика
БОРИС ЧЕРТОК. ИНТЕРВЬЮ С ЛЕГЕНДАРНЫМ КОНСТРУКТОРОМ О ПРОБЛЕМАХ РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ

- Не является ли череда неудачных пусков, преследовавших космическую отрасль последнее время, показателем системного кризиса?

— Я не очень понимаю, почему Роскосмос обвиняют в сплошных неудачах. Откуда вы это взяли?! Современная ракетная техника и космонавтика являются настолько сложными, в них входит такое огромное количество систем, что малейшее упущение в области технологической дисциплины может привести к неудачам и катастрофам.

По сравнению с тем, что было раньше, в нашей космической отрасли такие внештатные ситуации стали очень редки.

Поэтому мне представляется, что наша космическая отрасль, в части особенно пилотируемых программ, добилась довольно хороших результатов, и мы имеем достаточно надежные космические корабли — я говорю о «Союзе» и «Прогрессе». А также совсем неплохие, очень древние, самые, можно сказать, надежные в мире наши носители на базе ракеты Р-7, которая в свое время обеспечила выход в космос первого в мире спутника, а затем и первый в мире полет человека в космос.

И если мы имеем один отказ третьей ступени на этой ракете-носителе, которая несла корабль «Прогресс» то, мне кажется, с точки зрения статистики и надежности ничего катастрофического здесь нет.

- Как долго наша страна будет оставаться монополистом по доставке космонавтов на МКС?

— Исторически сложилось так, что при разработке системы «Спейс-шаттл» американцы ошиблись. Но ошиблись не в технике, а, я бы сказал, в экономике.

Ученые и экономисты считали, что использование опыта авиации позволит решить проблему многоразовости космических аппаратов и удешевит полеты в космос. Они декларировали, что стоимость доставки 1 кг полезного груза на «Шаттле» на околоземную орбиту будет обходиться всего в 100 долларов. На самом деле, они ошиблись в 1000 раз. Полет «Шаттла» в последнее время обходился в астрономическую сумму порядка полумиллиарда долларов! Даже для такой страны, как США, эта сумма оказалась неподъемной. И в этом году американцы прекратили эксплуатацию «Шаттла». Закрыв эту программу, они остались без систем, которые могут выводить человека в космос.

Мы оказались в более удачном положении, поскольку наша старая добрая «семерка», впервые полетевшая 15 мая 1957 года, реконструировалась, совершенствовалась и живет до сих пор, являясь единственным носителем, которому доверяют во всем мире вывод человека в космос. Я влюбился в нее, как в женщину. Никто в мире, кроме нас, не имеет средств доставки человека на МКС, если, конечно, не говорить о первых попытках Китая в этом направлении. Наши пилотируемые космические аппараты «Союз» выводятся в космос, сближаются и стыкуются с МКС благодаря тому, что мы до сих пор поддерживаем морально устаревшую, но исключительно надежную ракету — бывшую Р-7, а ныне «Союз-У», которая серийно выпускается самарским «Прогрессом».
http://www.soldatru.ru/read.php?id=1468
 
Последнее редактирование:
1 Июн 2009
4,139
2
38
53
#3
Жалко. Человек легенда. А уж "Ракеты и люди" вообще прочитал запоем. Очень интересно и познавательно.