Умышленное убийство. Второй пилот А-320 уничтожил самолёт намеренно
Согласно выводам французской прокуратуры, 28-летний Андреас Любитц намеренно не пустил командира в кабину и направил самолёт вниз.
Прокурор Марселя: это было сознательное намерение пилота
Расследование авиакатастрофы самолёта А-320 немецкой авиакомпании Germanwings начинает подтверждать наихудшую из всех возможных версий крушения, приведшего к гибели 150 человек, — лайнер сознательно погубил один из пилотов.
Напомним, ранее газета The New York Times со ссылкой на осведомлённый источник сообщила о том, что расшифровка «чёрного ящика», фиксировавшего разговоры пилотов, помогла установить, что один из лётчиков покинул кабину после набора высоты и не смог туда вернуться до самого момента катастрофы. При этом пилот, оставшийся за штурвалом, не предпринимал попыток открыть дверь, чтобы впустить напарника.
О причинах такого поведения ничего не сообщалось. Эксперты не исключали, что с лётчиком, оставшимся в кабине, могло что-то произойти, например сердечный приступ или временная потеря сознания.
Однако прокурор Марселя Брис Робен на специальной пресс-конференции, состоявшейся 26 марта, заявил, что действия пилота, оставшегося в кабине, можно расценить как сознательное намерение уничтожить воздушное судно. Такие выводы следователи сделали по результатам изучения записей речевых самописцев.
В роковом рейсе А-320 пилотировали командир судна, имевший свыше 6000 часов налёта, в то время как второй пилот имел только около 630 часов налёта.
Сломать дверь в кабину не удалось из-за трагедии 11 сентября
Имя командира воздушного судна пока официально не называется. По данным Bild, командира корабля зовут
Патрик С., он родом из Дюссельдорфа.
Зато имя второго пилота на пресс-конференции было названо во всеуслышание — им был 28-летний
Андреас Любитц, уроженец города Монтебаур в земле Рейнланд-Пфальц.
По мнению следствия, в гибели самолёта А-320 Любитц сыграл роковую роль.
Как рассказал прокурор, из 30 минут записи переговоров пилотов 20 содержат в себе дружеское общение напарников. Затем, когда самолёт достиг расчётной высоты, на которой должен был происходить дальнейший полёт до Дюссельдорфа, командир передал управление Любитцу, а сам вышел в уборную.
После этого второй пилот заблокировал дверь в кабину и самовольно начал снижение лайнера. Вернувшийся командир начал стучать в дверь, звал напарника голосом, а затем предпринял попытки выломать дверь. Однако командиру это не удалось — двери в пилотские кабины были значительно укреплены после террористической атаки на США 11 сентября 2001 года.
На записи, помимо попыток выломать дверь, слышны вызовы диспетчера, а также предупреждения систем самолёта о возможности столкновения с землёй.
Есть два типа замка – кодовый и кнопка. Нажимается кнопка, проходит какое-то время и в кабине раздаётся сигнал, и если командир не хочет, чтобы дверь открылась, он блокирует открытие. Но это надо быть в сознании, чтобы это сделать», - сказал один из пилотов.
Эксперты отмечают, что самолёт терял высоту быстрее штатного снижения, но медленнее аварийного. Это говорит о том, что автопилот в лайнере был выключен. При этом, по словам пилотов, Airbus нельзя свалить в штопор, потому что на таких самолётах установлена соответствующая защита.
«Airbus так сделан, что его невозможно свалить. Он оберегает от ошибок. На Boeing нет такой защиты, можно сделать любой крен, любой штопор. На Airbus всё продумано», - сказал эксперт.
При этом сам Любитц за те минуты, что снижался лайнер, не произнёс вообще никаких слов. При этом, как заявил прокурор Робен, на записи «чёрного ящика» нормальное дыхание второго пилота слышно до самого момента катастрофы.
«Мы потрясены»
Как заявил прокурор Марселя, следственными органами в настоящий момент запрошена вся информация о личности Андреаса Любитца.
Министр внутренних дел Германии Томас де Мэзьер, в свою очередь, заявил, что никакой информации о возможной связи второго пилота с террористами у немецких властей нет.
По словам Бриса Робена, пассажиры не осознавали опасности — крики на записи зафиксированы лишь за несколько мгновений до столкновения.
Прокурор Марселя подчеркнул, что никаких доказательств, позволяющих считать происшедшее терактом, на данный момент нет. Также Робен отказался назвать действия Андреаса Любитца самоубийством.
Люди, знавшие Любитца, заявляют, что пилот не находился в депрессии и не заводил разговоров о самоубийстве.
Авиакомпания Germanwings в своем «Твиттере» прокомментировала заявления прокурора Марселя: «Мы потрясены огорчающими заявлениями французских властей».
Премьер-министр Испании Мариано Рахой также заявил, что он в шоке от последних выводов следствия.
Немецкий пилот действовал по примеру египетского коллеги?
В свете последних заявлений следствия история гибели А-320 становится все более похожа на историю крушения «Боинга-767» компании EgyptAir, происшедшей 31 октября 1999 года в Атлантическом океане.
За штурвалом «Боинга» находились 57-летний
командир судна Ахмед Эль-Хабаши и 59-летний
второй пилот Гамил Эль-Батути.
Когда командир вышел в уборную, Гамил Эль-Батути семь раз произнёс фразу, являющуюся традиционной исламской молитвой, — «Отдаю себя на милость Аллаха», после чего направил лайнер в пике. Ворвавшийся назад в кабину Ахмед Эль-Хабаши воскликнул: «Что происходит?», но в ответ услышал только «Отдаю себя на милость Аллаха». Командир ещё раз попытался привести пилота в чувство, спросив: «Что это такое? Ты что, отключил двигатели?»
Не услышав ответа, Ахмед Эль-Хабаши попытался спасти гибнущий самолёт, выведя его из пике. На записях речевого самописца зафиксирована его фраза, обращённая ко второму пилоту: «Тяни за мной». Однако в то время, как командир тянул штурвал вверх, Эль-Батути продолжал направлять машину в пике. В итоге лайнер рухнул в Атлантический океан в 97 километрах от американского острова Нантакет, все 217 человек, находившихся на борту, погибли.
В ходе расследования выяснилось, что в этом рейсе на борту «Боинга» находились два экипажа — основной и резервный. Гамил Эль-Батути входил в резервный, но почти сразу после взлёта фактически принудил своего молодого напарника, 36-летнего
Абделя Анвара, уступить ему место за штурвалом, хотя по плану ему предстояло вести самолёт лишь через несколько часов.
Американские следователи так и не смогли достоверно установить, что именно могло подтолкнуть пилота к роковому шагу. Вскоре ему предстояло выйти на пенсию, и он очень переживал, что так и не стал командиром лайнера, однако вряд ли это могло стать причиной рокового поступка. Гамил Эль-Батути, бывший инструктор ВВС Египта, пользовался уважением коллег. За время своей работы он скопил приличный капитал, имел три загородных дома и роскошный автомобиль, так что версия о финансовых проблемах не подтвердилась.
Также было установлено, что у Эль-Батути тяжёлым заболеванием иммунной системы страдала 9-летняя дочь. Это могло бы привести отца в отчаяние, но, как выяснилось, Гамил действовал в этом случае вполне трезво и обдуманно, отвезя ребёнка на лечение в США. Все необходимые девочке медицинские процедуры отец оплатил, так что и здесь не обнаружилось ключа, который мог был пролить свет на трагедию.
Египетская сторона и вовсе отказалась признать выводы американских следователей, считая, что правоверный мусульманин, глава семьи и отец пятерых детей, не состоявший ни в каких радикальных организациях, не мог совершить самоубийство, забрав с собой на тот свет ещё 216 человек.
В итоге полностью понять причины трагедии, происшедшей в 1999 году, так до конца и не удалось.
Остаётся надеяться, что обстоятельства гибели А-320 во французских Альпах будут полностью установлены.
ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО АВИАЛАЙНЕРА
Профессиональные камикадзе
В новейшей истории авиаперевозок уже были случаи, когда пилоты решали уйти из жизни вместе с самолетами, полными пассажиров.
✔ 30 января 1979 года. Грузовой Boeing 707 компании Varig выполнял рейс из Токио в Рио-де-Жанейро. Через несколько часов перестал выходить на связь. Многодневные поиски в Тихом океане ни к чему не привели. Одна из версий - один из пилотов намеренно обрушил борт в воду.
✔ 7 декабря 1987 года. Самолет BAe-146 (рейс Лос-Анджелес - Сан-Франциско). Через час после взлета летевший пассажиром бывший пилот, недавно уволенный за провоз наркотиков, ворвался в кабину, захватил управление и свалил самолет в крутое пике. Погибли 43 человека.
✔ 19 декабря 1997 года - Boeing 737-36N авиакомпании SilkAir (рейс Тангеранг - Сингапур, находясь на крейсерской высоте в 10 000 метров, перевернулся, начал вертикальное пикирование, в конце которого превысил скорость звука и упал в реку. Погибли 104 человека. Основная версия - самоубийство командира корабля Цу Вай Минга, который имел огромные долги. Он отключил бортовые самописцы, под предлогом какого-то поручения выслал второго пилота из кабины, запер дверь и направил самолет к земле.
✔ 31 октября 1999 года. Боинг 767 авиакомпании EgyptAir (Лос-Анджелес - Каир) в 100 километрах от острова Нантакет в Атлантическом океане резко снизил скорость и упал в воду. Дело расследовало ФБР и пришло к выводу, что катастрофу устроил второй пилот Гамиль Аль-Батути, который сознательно выключил двигатели. Его последние слова записал найденный «черный ящик»: «Я полагаюсь только на Бога». Все 217 человек, находившиеся на борту, погибли.
✔ 29 ноября 2013 года. Самолет Mozambican Airlines (рейс в Анголу) разбился в Намибии, когда пилот остался в кабине один. Он выключил автопилот и повел самолет на снижение. Погибли 33 человека.
✔ 8 марта 2014 года. Boeing 777 компании Malaysia Airlines (Куала-Лумпур - Пекин), на борту которого находились 12 членов экипажа и 227 пассажиров, исчез с радаров, кроме того, кто-то отключил все иные средства обнаружения. Но еще в течение 6 часов спутник ловил сигналы работающих двигателей. Основная версия - угон. Однако многие склоняются к тому, что, возможно, все это было подготовкой к самоубийству младшего пилота: 27-летний Фарид Абдул Хамид был человеком весьма неуравновешенным...
За всю историю российской авиации подобные трагедии произошли лишь дважды:
✔ 27 марта 1972 года в городе Ворошиловград пилот Ан-2 направил самолет на таран жилого дома, где жила его жена и теща, которые сильно его доводили. Несмотря на страшные разрушения, никто кроме пилота не погиб.
✔ А 26 сентября 1976 года другой летчик направил свой Ан-2 на пятиэтажный жилой дом.Погибло пять человек, включая пилота. Так он хотел отомстить своей жене, которая подала на развод и пригрозила отнять ребенка. Правда ни жены, ни сына дома не оказалось.
http://www.aif.ru/society/safety/1476352
http://www.kp.ru/daily/26356.4/3241064/
http://govoritmoskva.ru/news/33532/
Не про Боинг, но все же. Дабы не плодить тем.